Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Логистика является важнейшим инструментом повышения эффективности деятельности торговых предприятий. Однако уровень логистических издержек в российской экономике продолжает оставаться одним из самых высоких в мире.

По данным BCG, совокупные затраты на транспорт и логистику в России составляют около 20% ВВП, поэтому для роста эффективности деятельности торговых предприятий, повышения конкурентоспособности продаваемой продукции и обеспечения ценовой доступности товаров, необходимо постоянно осуществлять поиск оптимальных логистических решений.

В зарубежной и отечественной литературе понятие «логистика» трактуется по-разному, но большинство авторов, исследователей и специалистов отмечают древнегреческую этимологию термина: слово «логистика» появилось в Древней Греции как «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления» (logos — разум; log — мышление; logo — думать, рассуждать; logismos — расчет, раздумье, план; logistea — искусство практического проведения расчетов).

В античной науке логистика представляла собой совокупность известных на тот период вычислительных и измерительных алгоритмов.

Дальнейшее развитие математического направления в логистике связывают с работами Готфрида Вильгельма Лейбница.

Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Готфрид Вильгельм Лейбниц использовал такой термин для обозначения математической логики. Идеи Лейбница используются в современной математической логике, и в 1904 г. на философском конгрессе, проходящем в Женеве, именно такое значение было закреплено за термином «логистика».

Также многие исследователи отмечают и французские корни слова (loger — квартировать, делать постой). Эта трактовка наиболее тесно связана с военным делом.

Интересно
В военной области логистика означает искусство управления войсками, сочетающее управление материально-техническим снабжением, транспортным обслуживанием армии и определение мест дислокации войск и др. Данная трактовка имеет такие же древние корни, как и математическая логика.

Одним из первых военных логистов считается Александр Македонский, который «впервые в истории стал отправлять своих интендантов впереди войска — закупать провиант и фураж или брать их в долг с тем, чтобы расплатиться после победы…

Благодаря этим мерам, войска Александра могли налегке перемещаться от одного склада к другому, с одной завоеванной территории на другую. Александр также первым из военачальников просчитал, каковы ресурсы у огромной армии.

Для сохранения боеспособности войска склады располагались друг от друга на расстоянии не более чем восемь дней ходу.

Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Римляне, возглавляемые Юлием Цезарем, не только рассчитывали расстояние между складами, но и применили нормирование продуктов, что позволило им определить вес поклажи пехотинца.

Военные историки отмечают, что после Александра Македонского и Юлия Цезаря практически 800 лет не было столь ярких логистов.

Автором первых трудов по военной логистике, которые актуальны и сегодня, считается Антуан-Анри Жомини.

Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Состоявший в штабе Александра I, служивший военным советником Николая I и личным преподавателем Александра II, он являлся одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге.

Его основополагающий труд, в котором он обобщил опыт прошедших войн, называется «О логистике, или О практическом искусстве приводить армии в движение».

К сферам компетенций логистики Жомини отнес определение порядков, направлений и маршрутов при передвижении войска, закрепление частей за пунктами сбора и складами, точное согласование всех перемещений частей с приказом главнокомандующего, в том числе на случай осады и др.

Логистику можно было трактовать как искусство по перемещению армии. Войны ХХ в. показали, что исход сражений зависит не только от гения командования, но и от хорошей логистики. Современные войны возможны только при логистической поддержке.

В качестве примера можно назвать войну в Персидском заливе 1990—1991 гг., в ходе которой ежедневно логистика обеспечивала поставки 5 тыс. т боеприпасов, 555 тыс. галлонов горючего (1 американский галлон жидкости — 3,78 л), 300 тыс. галлонов воды, 80 тыс. т пищи.

Сегодня логистику определяют как науку, процесс, самостоятельный вид деятельности, концепцию, методологию и инструмент управления. По поводу трактовки понятия «логистика» на протяжении последних лет ведется научная дискуссия.

Многообразие современных трактовок логистики отразилось на количестве определений данного термина. Чтобы не приводить столь обширный перечень, остановимся на трех определениях.

Логистика — наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика — процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

С позиций бизнеса, логистика — это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются, в том числе претерпело несколько изменений и определение логистики.

Объектом исследования и управления в логистике являются потоки. В литературе существует несколько определений потока, большинство ученых сходятся во мнении, что поток — это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени.

Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения; интенсивность и другие параметры:

  1. Начальный и конечный пункты потока — моменты зарождения и прекращения существования потока соответственно.
  2. Траектория потока — конфигурация продвижения потока между начальным и конечным пунктами.
  3. Длина потока — измерение траектории потока в единицах длины, расстояние между пунктами движения потока.
  4. Промежуточные пункты — точки на пути движения потока, определяющие конфигурацию потока.
  5. Скорость потока — характеристика потока, отражающая прохождение всей или части длины потока за какой-либо промежуток времени.
  6. Интенсивность потока — количество объектов, проходящих по потоку в единицу времени.

С развитием логистики менялись взгляды на объект управления. Так, в середине ХХ в. считали, что логистика изучает только материальные потоки.

С развитием конкуренции стало понятно, что логистика должна фокусироваться не только на материальных потоках, но и на сервисе, уровень которого стал существенно влиять на выбор потребителя.

В конце ХХ в. уже стали различать основные и сопутствующие потоки. К основным потокам отнесли материальные и сервисные, а к сопутствующим финансовые, информационные, сервисные и другие потоки.

Сегодня можно утверждать, что логистика стала выходить за рамки материальных, сервисных и сопутствующих им потоков.

Все большее значение приобретает человеческий ресурс организаций, регионов и государств, поэтому к основным потокам в логистике можно отнести и потоки человеческих ресурсов. Это кадровые (людские), пассажирские (транспортные), туристические и другие потоки.

Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции.

Параметрами материального потока являются:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия транспортировки и хранения;
  • стоимостные характеристики и др.

В настоящее время сложилась классификация всех видов потоков.

Классификация материальных потоков по наиболее важным признакам приведена в Таблице 1.

Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанных с материальными, сервисными и информационными потоками.

Финансовые потоки могут быть классифицированы по отношению к логистическим системам (внешние и внутренние), назначению (финансовые потоки, обусловленные процедурами закупки, инвестиционной деятельностью, формированием материальных затрат в процессе производства или в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (финансовые потоки при движении основных фондов и оборотных средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).

Информационный поток – это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

Информационные потоки могут быть классифицированы по отношению к логистической системе и ее звеньям (внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные), повидуносителей (набумажных, магнитных носителях, электронные и др.), по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, онлайн, офлайн), по назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).

Сервисный поток — поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

Поток человеческих ресурсов ненуждается в определении. Однако следует коротко охарактеризовать особенность данного вида потока – неопределенность (непредсказуемость) поведения потока из-за наличия активного элемента, которым является человек.

Эта особенность потока человеческих ресурсов проявляется в том, что человек может:

  • покинуть (войти) систему по собственной инициативе;
  • адаптироваться не только к внешним изменениям, но и к управляющим воздействиям, влиять на решения управляющей подсистемы;
  • противодействовать разрушающим тенденциям за счет самоорганизации, самообучения, саморегулирования, самосовершенствования.

Объект управления в логистике в обобщенном виде представлен на Рисунке 4.

Основные понятия, задачи и функции логистики в торговле

Охарактеризуем коротко основные функции логистики: организация; координация; планирование; контроллинг. Функция логистики «организация». В зависимости от уровня развития логистики изменяется ее организационное обеспечение.

Интересно
Первый этап организационного обеспечения логистики — это фрагментация, когда на предприятии происходит выделение отдельных функциональных структурных подразделений и закрепление за ними функций логистического менеджмента. Такие подразделения, как правило, формируются вотделах продаж, маркетинга, снабжения.

Вторым этапом организационного обеспечения логистики является функциональное агрегирование, подразумевающее появление линейных, функциональных и штабных структур логистики, формирование отделов логистики и появление персонала высшего логистического менеджмента.

На втором этапе организационного обеспечения логистики предприятия формируют систему управления логистикой, решают ряд проблем, связанных выбором организационной структуры управления логистикой, последовательностью ее создания и определением требований к персоналу служб логистики.

На практике часто оказывается, что организационная структура признается неэффективной, тормозящей развитие компании в направлении, заданным стратегией.

Зачастую непродуманные организационные структуры становятся причиной нерационального расходования средств.

Кроме того, часто с формированием служб логистики связаны проблемы возникновения конфликтных ситуаций, сопротивления (явного и скрытого) «старого» менеджмента, видящего в новой службе угрозу своим сложившимся полномочиям.

Служба (отдел, дирекция, департамент) логистики создается, как правило, в фокусной компании (в центральном офисе) для решения задач администрирования логистических бизнес-процессов: стратегического планирования; контроллинга; координации; аудита.

Третий этап организационного обеспечения логистики – это процессная интеграция. Появление интегральных логистических менеджеров, формирование матричных и проектно-ориентированных структур, альянсов и глобальных структур – это характерные особенности организации логистики при процессной интеграции. Переход к третьему этапу часто связывается с необходимостью интегрированного управления процессами вцепях поставок.

Интересно
Формирование организационной структуры логистики является важным вопросом, который затрагивает не только аспект департаментализации (выделения структурных подразделений) с учетом специализации отделов, подразделений и групп, но и определение требований к персоналу, должностных обязанностей и полномочий.

При формировании организационной структуры логистики руководителям необходимо четко разделять функции логистики в организации от функций других отделов, что бы избежать конфликтных ситуаций из-за решений, связанных с логистикой.

Функция логистики «координация». Координации в управлении логистикой придается особое значение. Слово «координация» (от лат. co (n) — с, вместе и ordinatioрасположение в порядке, согласование) означает согласование, приведение в соответствие действий, функций и т.д.

В логистике выделяется два вида координации: межфункциональная и межорганизационная.

Под межфункциональной логистической координацией понимается согласование при управлении предприятием деятельности подразделений по параметрам конфликтов, относящихся к логистике.

Параметрами конфликтных ситуаций, требующих логистической координации, наиболее часто являются: периодичность закупок, продолжительность цикла доставки, уровень создаваемых запасов, величина закупаемой партии, тара и товароноситель, ассортимент грузовой единицы, набор предоставляемых услуг и качество сервиса.

В основном эти параметры относятся к тактическому и оперативному управлению. На стратегическом уровне конфликты по параметрам логистики так же могут возникать, и они в основном касаются выбора регионов сбыта продукции, политики обслуживания потребителей.

Один из самых распространенных межфункциональных конфликтов в организациях – конфликт между логистикой и маркетингом (отделом продаж).

Обе стороны зачастуюсчитают вторую менее значимой, не желающей идти накомпромисс и не заинтересованной в сотрудничестве.

Данный конфликт обусловлен, прежде всего, недооценкой службами маркетинга и продаж возможностей логистики и восприятием логистики исключительно как сферы деятельности, сопровождающей продажи и обеспечивающей маркетинговые усилия компаний.

Специалисты по продажам требуют от логистики выполнения обещаний, данных ими потребителям, которые предварительно даже не согласовываются с логистами. Маркетологи часто считают, что логистика не заинтересована в повышении качества обслуживания потребителей, а только стремится снизить затраты.

Маркетинг и продажи фокусируются на продвижении и продаже товара, не интересуясь эффективностью обслуживания потребителя с учетом логистической составляющей, считая это не важным, в результате на предприятии формируется отношение к логистике как к чему-то вторичному.

Интересно
На первом этапе организационного обеспечения логистики такое отношение к логистике было вполне допустимо, считалось, что контролировать процессы поставок могут сами маркетологи или руководители транспортных подразделений, часто в отделах продаж отдельные специалисты выполняли функции логистов.

Однако, к сожалению, отношение к логистике как к вторичной функции в обеспечении поставок потребителям стало причиной стереотипа, в соответствии с которым логистика стала отождествляться с транспортировкой.

Такой стереотип распространен до наших дней и очень препятствует развитию логистической концепции управления на предприятиях.

Развитие процессной интеграции потребовало выполнения функций по межорганизационной логистической координации и интеграции, которые стали возлагаться на интегральных логистических менеджеров.

Межорганизационная логистическая интеграция – это согласование действий фирмы, поставщиков, потребителей, логистических посредников для достижения целей управления цепью поставок.

Цели межорганизационной интеграции контрагентов в логистической системе направлены прежде всего на согласование действий всех звеньев логистической системы, устранение и предотвращение конфликтных ситуаций между фирмой и ее «тремя сторонами». Достижение этих целей находится в зависимости от качества планирования, интегрированного циклом выполнения заказа потребителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)