Основные понятия логистики, этапы становления, объекты логистического исследования и управления

Современное состояние российского туристского рынка характеризуется не только недостаточно развитой инфраструктурой туризма, но и недостаточным умением туроператоров правильно формировать, продвигать и реализовывать предлагаемый туристский продукт.

Это связано с тем, что профессиональные кадры, работающие в туристской индустрии, испытывают большие затруднения при разработке и реализации логистических стратегий, целью которых является повышение качества обслуживания потребителей и снижение общих затрат.

Актуальность изучения дисциплины и постоянно возрастающий интерес к ней обусловлены возможностями повышения эффективности и конкурентоспособности отечественного туризма, которые открывает использование логистического подхода.

Логистика позволяет существенно сократить временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта, повышает качество обслуживания туристских потоков. Применение логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса.

Принципиальная новизна логистического подхода заключается в органичной взаимосвязи, системной интеграции организаторов, подрядчиков и участников туризма.

В современных условиях каждый субъект хозяйственной деятельности (в туризме это туроператор и турагент) самостоятельно оценивает экономическую ситуацию на рынке и самостоятельно принимает решения. Однако лидером в конкурентной борьбе становится тот, кто использует теоретические и практические разработки логистики.

Слово «логистика» заимствовано из французского языка и сегодня получило широкое распространение. Это связано с тем, что логистика стала широко использоваться в экономической науке.

Однако исторически логистика развивалась как военная дисциплина. В Византийской империи этот термин означал четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым.

В армии Наполеона логистике придавалось приоритетное значение. Логистический подход широко применялся американской армией во время Второй мировой войны В военном деле данное понятие означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений.

Интересно
Ещё одно исключительно научное направление развития логистики – математическое. В данном случае логистикой называется математическая логика. Этот термин был официально закреплен за математической логикой, на философской конференции, состоявшейся в Женеве в 1904 г.

Однако в настоящее время наиболее распространенное направление развития логистики – экономическое. В экономике под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Другими словами, это искусство управления материальным потоком и потоком продукции от источника до потребителя, т.е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и его управлением.

Сегодня к логистике относят управление людскими, финансовыми, сервисными, энергетическими и др. потоками. Появились такие термины и понятия, как «информационная логистика», «коммерческая логистика», «банковская логистика» и т. п.

Логистика используется в ситуациях, связанных с последовательным планированием определенных действий. Например, прибывшему на конференцию участнику в гостинице могут предложить обратиться к менеджеру по логистике для выявления дальнейшей программы действий, или в туристической фирме менеджер по логистике может спланировать точную программу тура с учетом требований клиентов.

Объектами логистического исследования и управления являются материальные, сервисные, финансовые и информационные потоки, а также потоки услуг.

Процесс управления различными потоками можно представить в виде струи воды, текущей из-под крана.

Управлять этим потоком можно с помощью различных действий:

  • открыв кран – от поставщика к покупателю пошел товар или услуга;
  • открыв кран больше – усилили интенсивность поставки;
  • закрыв кран – прекратили поставку;
  • добавив горячую или холодную воду – изменили ассортимент товаров и услуг;
  • переключив кран смесителя на душ – качественно изменили состав потока;
  • с помощью гибкого шланга направили поток воды в любую сторону – изменили адресата и поток пошёл другим путем.

В результате перечисленных действий меняется интенсивность потока, его направление, качественная характеристика – температура, при распылении струи через душевую сетку меняется структура.

Несмотря на многообразие циркулирующих потоков, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды. В настоящее время существует множество определений логистики.

Логистика – это междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Логистика – это направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Логистика – это наука определения потребностей, а также приобретение, распределение и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Логистика – это наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры.

Логистика – это методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на оптимизацию в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе.

Логистика считается достаточно молодой, развивающейся стремительными темпами наукой. Её применение в экономической сфере за рубежом началось в первой половине XX в.

Выделяются следующие этапы развития логистики:

  1. 1920-е – начало 1950-х гг. – идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. В это время отдельные логистические функции рассматривались с точки зрения снижения составляющих затрат.
  2. 1950–1970-е гг. стал периодом становления логистики в гражданской сфере и сопровождался бурным развитием теории и практики. К концу 1960-х гг. произошло формирование концепции бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. При этом логистика определялась как менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время. Можно сказать, что на данном этапе началось формирование системы логистического управления как системного инструмента управления материальными и соответствующими информационно-финансовыми потоками.
  3. 1970–1980-е гг. характеризуются как период развития, когда были сформулированы основные логистические принципы и некоторые зарубежные компании начали их практическое применение. Однако для большинства фирм логистический подход к управлению еще не стал определяющим. Концепция логистики отождествлялась с материальным менеджментом.
  4. 1980–1990-е гг. характеризуются развитием эпохи персональных компьютеров. В результате открылись новые горизонты перед логистическим управлением. Автоматизация большинства процессов работы с информацией увеличила скорость совершения многих логистических операций как внутри отдельного предприятия, так и между партнерами.

Использование новых средств электронных коммуникаций, систем электронных банковских операций, создание компьютерных сетей между партнерами, различных баз и банков данных оказали положительное влияние на возможность управления деятельностью компании с позиций снижения совокупных затрат и контроля за прохождением логистических операций в интегрированной логистической цепочке.

В результате была создана концепция интегральной логистики, определяющую роль в которой играет возможность постоянного контроля в режиме реального времени с использованием информационных систем связи.

Таким образом, в сфере интересов логистики помимо материального потока появился соответствующий ему информационный поток.

Интересно
Традиционно понятие логистики в деятельности предприятия связывалось лишь с процессами снабжения и сбыта. Однако в последнее время в связи с глобализацией мировых рынков и усложнением условий ведения бизнеса можно констатировать проникновение логистики в сферы управления предприятий, в которых ее принципы ранее не находили широкого применения.

Интересы специалистов по логистическому управлению обращаются в сферы финансовых потоков (основой возникновения которых являются материальные потоки) и потоков сервисных услуг, которые также нашли особое место в концепции логистического управления.

Факторы, повлекшие развитие и становление системы логистического управления на предприятии, можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам можно отнести:

  • изменение моделей и отношений потребительского спроса;
  • распространение концепции стратегического маркетинга;
  • развитие информационных технологий и широкое внедрение персональных компьютеров;
  • изменение государственного регулирования инфраструктуры экономики;
  • глобализацию рынка;
  • структурные изменения в организации бизнеса, рост партнерства и стратегических союзов.

Основным внутренним фактором развития системы логистического управления предприятия является оптимизация процесса формирования стоимости конечной продукции.

При этом стоит отметить, что:

  • стоимость тура формируется на протяжении совершения всех логистических операций, а сказывается самым критическим образом только на последней стадии – при реализации конечному потребителю;
  • на стоимости тура критическим образом сказывается общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, а не только конкретной продажи;
  • наиболее управляемыми, с точки зрения стоимости, являются начальные стадии – стадии формирования тура, а наиболее чувствительными последние – стадии реализации.

Основываясь на системном подходе, логистическое управление призвано обеспечивать и совершенствовать функциональное и структурное единство системы предприятия и макрологистической системы в целом, вскрывать и устранять препятствия для повышения эффективности его функционирования, нейтрализовать возмущающие действия как внутри системы, так и вне ее.

Логистика в туризме – наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Путешествия (переезды, переходы) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, деловых, спортивных, религиозных и других целях без занятия оплачиваемой деятельностью в страну (место) временного пребывания и обратно рассматриваются как материальные потоки в туризме.

Целью материального (товарного) потока в логистике туризма является обеспечение потребности как туристов, так и организаций в необходимых продовольственных и непродовольственных товарах (торговые заведения, которые принимают, и учреждения общественного питания), разнообразном оборудовании (офисное – для турфирм, холодильное – для ресторанов, бытовое – для гостиниц и т. д.), сменных материалах (гостиницы, рестораны) и другие.

Объектами логистического управления также являются потоки граждан, обращающихся в туристические агентства за приобретением туров, в авиационные, железнодорожные и другие кассы за приобретением проездных билетов, в иностранные посольства и консульства за получением виз и т. д.

В последние годы характерной особенностью логистики является управление не только материальными потоками, но и потоками услуг.

Комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, рассматриваются как потоки услуг в туризме.

Направленное движение финансовых средств только в логистических системах или между ними, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для эффективного обеспечения материального потока и потока услуг, составляют логистический финансовый поток.

Совокупность циркулирующей в логистической системе информации называется логистическим информационным потоком. Сообщения могут передаваться на бумажных и электронных носителях в виде набора сведений, необходимых для разработки, продвижения и реализации турпродукта.

Объектами логистического управления и контроля в туризме являются процессы формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также связанные с ними финансовые и информационные потоки.

Эти сложные процессы требуют комплексного анализа и оценки ряда факторов:

  • предполагаемого контингента потребителей туристского продукта (деловых, спортивно-оздоровительных, познавательных и других туров);
  • видов туристских продуктов, пользующихся наибольшим спросом в данное или ближайшее время (зимний или летний сезон);
  • условий объекта размещения (гостиниц, ресторанов, санаторнокурортных объектов, пансионатов, домов отдыха, кемпингов и т. п.);
  • реализуемых услуг и их материально-технического обеспечения;
  • составляющих маркетинга (туроператорского каталога; описания региона; экскурсионных и торговых возможностей курортного города, места отдыха; правил продажи туристического продукта и т. д.);
  • действующих тарифов (опубликованных, агентских, корпоративных, туроператорских, групповых тарифов, ценового периода и др.);
  • правил (условий) тура;
  • финансовых расчетов (формы и порядка расчетов, полного и частичного аванса, оплаты по факту и др.);
  • качества оказанных услуг и исполнения обязательств перед туристами (рекламации объекту размещения или туроператору, выдачи товаров (снаряжения) напрокат). Основным критерием качества предоставляемых услуг считается отсутствие жалоб и претензий со стороны туристов, путешественников, экскурсантов;
  • надежности предоставления услуг; сообщений СМИ о конкретной политической обстановке в данной стране или регионе предполагаемого тура, военных действиях в регионе туров (путешествий).

Исходя из вышеизложенного, принципами логистики являются приоритеты потребления, поэтому содержание и уровень сервиса, предлагаемого клиенту, выдвигается на передний план, а сокращение времени и повышение надежности выполнения заказа утверждаются главной целью логистики. Наряду с этим к исходным принципам логистики также относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность. Их реализация способствует оптимизации принимаемых решений, что позволяет туристическим фирмам укреплять свои конкурентные позиции на потребительском рынке.

Таким образом, идеальная система менеджмента на основе логистического подхода – это система, основанная на интегрированном подходе, которая позволяет целенаправленно управлять резервами эффективности туристских предприятий.

Основными функциями логистики в туризме являются:

  • оперативный анализ, контроль и управление процессами формирования, продвижения и реализации туристского продукта, а также стратегического планирования и прогнозирования деятельности туристских
    организаций;
  • оперативная передача (прием) необходимого объема и качества информации в заданное время и в нужное место;
  • оперативный контроль движения (перемещения) туристов и туристского продукта;
  • интеграция обособленно функционирующих информационных систем туристской инфраструктуры (локальных, региональных, трансконтинентальных сетей и т. д.) в единую логистическую информационную систему;
  • расчет и организация финансового буфера на случай наступления экономического форс-мажора на основе анализа и прогнозирования развития негативных тенденций в туристской сфере;
  • обеспечение проведения селекторных совещаний, видеоконференций, симпозиумов и т. п. в местном, региональном и глобальном масштабах.

Для туроператора целесообразно выделить следующие функциональные зоны логистики:

  • мониторинг предоставления логистических сервисных гарантий;
  • логистическую координацию действий участников цепи предоставления туристских услуг, предполагающую быстрое реагирование на повышение требований к уровню логистического сервиса;
  • логистический аудит каналов обслуживания потока туристов.

В соответствии с функциями к основным задачам логистики в туризме следует отнести:

  • рационализацию формирования, продвижения и реализации туристического продукта;
  • оптимизацию маршрутов и совершенствование способов перевозки туристов и экскурсантов;
  • организацию оперативного информационного обмена между поставщиками и потребителями туристского продукта;
  • планирование, прогнозирование и контроль финансовых потоков.

Для туристических компаний представляет интерес логистическая система, которая включает несколько подсистем: управления туристским продуктом; взаимоотношений с транспортными организациями; организации гостиничного обслуживания; управления персоналом; управления информационными потоками; финансов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)