Основы административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

По КоАП РФ, к административной ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Кодекс об административных правонарушениях — основной федеральный акт, устанавливающий административную ответственность в Российской Федерации.

Он содержит одновременно материальную часть административного права с процессуальными правилами применения статей кодекса.

Кодекс содержит 32 главы. Главы 1—4 содержат общие положения. Главы 5-21 содержат перечень административных положений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В главах 22 и 23 перечисляются лица, управомоченные разбирать дела об административных правонарушениях и выносить решения. В главах 24-30 сосредоточены вопросы процессуального права, а в главах 31, 32 описан порядок исполнения решений по административным правонарушениям.

Впервые Кодексом предусмотрены две формы вины — умышленная и неосторожная. В ст. 2.2 Кодекса говорится, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий и сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Ст. 22.1 определяет органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела рассматриваются:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  • мировыми судьями;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В кодексе приведен исчерпывающий список органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Всего их 61, и возглавляют этот список судьи.

Интересно
Ст. 23.1 Кодекса подробно описывает, какие дела рассматриваются судьями непосредственно, а какие им могут передать, если орган или должностное лицо передает дело. Дело, по которому ведется административное расследование иди, дело об административном правонарушении, влекущем выдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов.

Арбитражные суды рассматривают правонарушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, в которых это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

В каких случаях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению? Это происходит, если:

  • отсутствует событие административного правонарушения;
  • отсутствует состав административного правонарушения, в том числе при недостижении физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или в случае невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действия произведены лицом в состоянии крайней необходимости;
  • издается акт амнистии, который устраняет применение административного наказания;
  • отменяется закон, установивший административную ответственность;
  • истекает срок давности привлечения к административной ответственности;
  • наличествует по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела;
  • наступает смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В ходе производства об административном правонарушении лица, участвующие в производстве, могут заявить ходатайства.

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)