Ощущения в структуре психики и личности

Кроме направленности, самосознания, способностей, темперамента и характера в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особенности различных форм психического отражения, разных сторон целостного образа мира. Переходим к последовательному описанию обширной психологической подструктуры личности, подчеркнув два обобщенных и теоретически важных обстоятельства.

Во-первых, это напоминание о вынужденной, традиционной условности принятого разложения психики и личности на отдельные процессы, состояния и свойства. Психологические и личностные реалии являются целостными. Ничто в нашей психике не существует самостоятельно. Просто иногда в конкретной ситуации или деятельности какой-то аспект субъективного образа становится ведущим и как бы включает все другие. Такой аналитико- синтетический прием необходим для практики непосредственных психологических исследований. Но при этом необходим и учет всех других форм о отражения, влияющих на комплексную результативность исследуемого процесса. Во-вторых, при описании каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотнесения частного и общего, индивидуального и общечеловеческого. Всякое отдельное свойство восприятия у индивида, к примеру, может быть таким, как у всех людей, а может выступать и в качестве существенной индивидуальной, сугубо личностной особенности.

Феномен ощущений, пространство человеческой чувствительности (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изученным. В этой области психологии традиционно широко используется эксперимент — психологический и психофизиологический, высока математическая оснащенность исследований.

Ощущение — это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним это классическое определение. В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не составное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается
нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характеристиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму печень. Бытовое выражение «ощущение радости» считается понятий-
но некорректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, переживании, но не об ощущении. Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой» работы только ощущений. На них всегда « наложены» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологически его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующ ий рецептор. Последним называется особый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобразуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто « отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепторе. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе
и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям. Основной является классическая градация ощущений по физической модальности раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воздействия.

Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

  • зрение как важнейший источник информации, работающий в огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов (от 0,5 угловых секунды), их яркости (от 10~7 до 105 нит), в широком спектре длин электромагнитных волн (от красного до фиолетового цвета);
  • слух, который тонко различает три основные физические характеристика звука: интенсивность, высоту и тембр. Кроме того, отражается длительность звука и его пространственность, а в числе комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием взаимодействия ощущений разных модальностей;
  • кожная чувствительность ( осязание) включает в себя три разных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), температурные и болевые;
  • вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: сладкое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопоставимо шире;
  • обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практическое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются «сквозные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим результат совместной работы различных анализаторов, свой сенсорный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощущений служит их участие в построении субъективного образа мира:

  • экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего мира;
  • интероцепция отраж ает сигналы из внутренней среды организма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов ( 1829 — 1905) называл «темными чувствами»;
  • проприоцепция (или кинестезии) — это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых движений.

Как видим, необходимость участия многообразных ощущений в создании и функционировании психики не подлежит особому доказательству.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начиналась современная экспериментальная психология. Поэтому приведем некие азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощушения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности — это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно отработанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог — это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (более чем в 50 % случаев предъявления) едва  заметное ощущение. Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном и описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности.

Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, большее значение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувствительности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог — это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Однако человек воспринимает не саму разность между двум раздражителями (Д/), а ее отношение к некоторой исходной, фоновой величине ( /) . В своем минимальном выражении отношение Д/ / / = const ( величина постоянная для каждого вида раздражителя и чувствительности). Это аналитическое выражение носит название закона Вебера, исходя из которого Т. Фехнер вывел «основной психофизический закон»:

S = k 1п/ + с,

где S — величина субъективного ощущения в условных единицах; / — интенсивность раздражителя в физических единицах; k — коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя; I n — логарифм натуральный; с — постоянная интегрирования.

Действительно, в формуле этого закона соединены две реальности: объективная (сила раздражителя) и субъективная (величина ощущения).

Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. Для обозначения такой динамики принято два основных термина.

Адаптация (приспособление) чувствительности — это изменение величин порогов вследствие перемены объективных условий перцепции. Адаптация может привести к обострению чувствительности (темновая адаптация глаза), понижению чувствительности (уменьшение остроты слуха в зашумленном помещении), полному исчезновению ощущения (нерезкий запах). Адаптивные возможности сенсорики очень широки и могут выходить даже на уровень индивидуально-психологических различий.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности вследствие изменения внутренних условий организма. Такие условия могут быть физиологическими (болезнь, фармакологические воздействия, уровень утомления) и сугубо психологическими. Их влияние на чувствительность как на самое «простое» в психике — впечатляюще велико. Изменение мотивации, смена цели, субъективная значимость сигнала, вооруженность человека приемом перцепции, наличие опыта и многое другое может иметь выраженный сенсибилизирующий эффект. Примером тому служат многочисленные экспериментальные исследования в области детской и в особенности инженерной психологии. Острота зрения дошкольника в игровой ситуации увеличивается в полтора раза. Оператор опознает цифру раньше, чем бесформенное пятно. Ребенок, вооруженный словом-знаком, значительно тоньше различает предъявляемые цвета.

В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется личность в целом. Поэтому понятие порога чувствительности становится «плавающим», переменным для условий конкретной деятельности, субъекта и жизненной задачи. И чем сложнее то или иное психологическое образование, тем убедительнее проявляется его комплексный, межфункциональный, личностный характер.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)