Организация участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел

Участие в рассмотрении районными и городскими судами уголовных дел осуществляют специально выделенные для этой цели заместитель или помощник районного или городского прокурора. Каждый из прокуроров, независимо от отрасли надзора, которой он ведает, обязан поддерживать в суде государственное обвинение по уголовным делам, эта функция присуща всем без исключения прокурорам.

Координируют эту деятельность прокуроров руководители органов прокуратуры: прокуроры районов, городов, областей, краев и республик. Руководство работой районных и городских прокуратур по участию в рассмотрении судами уголовных дел возложено на прокуроров областей, краев и республик. В структуре этих прокуратур есть управления или отделы по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации руководство этой работой осуществляет Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам. Указанные управления или отделы прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ не только руководят работой нижестоящих прокуратур по надзору за законностью и обоснованностью судебных приговоров, но и обеспечивают участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел соответствующими судами субъектов РФ и Верховным Судом РФ, как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.

Работа управлений и отделов строится по зональному или предметному принципу. При зональном принципе за каждым прокурором отдела (управления) закрепляется несколько районных и городских прокуратур. Аналогично строится руководство и в Управлении Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурор Управления осуществляет руководство работой входящих в его зону прокуратур областей, краев и республик по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции, а также по кассационному опротестованию незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда, и оказывает им практическую помощь в организации этой работы.

Интересно
В круг обязанностей зонального прокурора входит непосредственное участие в рассмотрении Верховным Судом РФ в кассационном порядке уголовных дел, поступивших из судов его зоны, а также дел, рассмотренных коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ. Прокурор Управления сосредоточивает у себя данные о количестве и видах (по основаниям) кассационных протестов прокуроров своей зоны, о результатах их рассмотрения.

При организации работы по предметному принципу (иногда его называют и отраслевым) за каждым прокурором закрепляется определенный участок работы. При этом одним прокурорам отдела (управления) поручается проверка дел, поступивших в кассационную инстанцию, и участие в их рассмотрении, другим – контроль за работой нижестоящих прокуроров по кассационному опротестованию приговоров, не вступивших в законную силу, по проверке \ жалоб и дел в порядке надзора.

В некоторых прокуратурах сочетаются зональная и предметная формы организации работы. Такой принцип характерен для управлений и отделов крупных областных, краевых и республиканских прокуратур. При подобной организации одни прокуроры осуществляют надзор по зональному принципу, другие – по предметному. При решении вопроса о том, какой участок работы поручить тому или иному прокурору отдела (управления), учитываются его опыт и квалификация.

Наиболее теоретически подготовленному и квалифицированному прокурору отдела или управления поручается, как правило, выполнение методической работы, связанной с проведением обобщений судебной и прокурорской практики по кассационной проверке уголовных дел. Этот прокурор организует также проведение учебно-методических семинаров и научно-практических конференций. В целях предупреждения ошибок в работе по кассационному опротестованию приговоров прокурор изучает каждый отозванный и отклоненный кассационный или частный протест, устанавливает допущенные ошибки и помогает прокурорам составлять правильные и обоснованные протесты.

Прокурорский надзор за законностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам должен быть организован таким образом, чтобы он способствовал успешному выполнению судами всех инстанций стоящих перед ними задач по осуществлению правосудия по уголовным делам в строгом соответствии с законом (ст. 2 УПК). Только такой надзор будет по-настоящему действенным и эффективным.

Для ответа на вопрос, было ли участие прокурора эффективным, надо выяснить: помогло ли суду его участие в судебном заседании принять правильное решение по делу; оказал ли судебный процесс воспитательное воздействие на аудиторию; были ли своевременно устранены нарушения материального закона и уголовно-процессуальных норм; как осуществлялась охрана прав и законных интересов подсудимого, потерпевшего и иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; какое влияние оказал прокурор на повышение качества дознания и предварительного следствия; способствовал ли он улучшению деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц по исполнению судебного приговора и т. д.

Интересно
Задача, поставленная перед прокурором по активизации участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, требует дальнейшего совершенствования работы органов прокуратуры всех ее звеньев. В особенности важно правильно организовать эту работу в районных (городских) народных судах. Известно, что все без исключения звенья судебной системы рассматривают уголовные дела по первой инстанции, однако основная их масса (98,2%) разрешается по первой инстанции районными и городскими народными судами. Законность правосудия в стадиях кассационного и надзорного производства в конечном счете определяется уровнем деятельности судов первой инстанции.

В связи с этим Генеральный прокурор Российской Федерации в ряде приказов предлагает Управлению прокуратуры Российской Федерации, прокурорам республик, краев, областей, городов и районов, соответствующим прокурорам специализированных прокуратур обеспечить организацию работы по надзору за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах так, чтобы она в полной мере способствовала: осуществлению целей правосудия, повышению уровня организации руководства работой нижестоящих прокуратур по надзору за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах; усилению контроля за деятельностью подчиненных прокуратур.

Генеральный прокурор предлагает больше оказывать практической помощи в организации работы районным и городским прокурорам, повышать их ответственность за качество поддержания государственного обвинения, опротестование незаконных или необоснованных судебных решений, за личное участие в этой работе, повседневное руководство деятельностью своих заместителей и помощников при строгом соблюдении их процессуальной самостоятельности.

Руководителям органов прокуратуры предлагается показывать своим подчиненным пример в деле поддержания в судах государственного обвинения. Предлагается изменить подход к оценке работы прокуроров, осуществляющих поддержание государственного обвинения. Основным критерием оценки деятельности этих прокуроров является обеспечение законности в правосудии, помощь суду в принятии законного решения по уголовному делу.

Важным средством повышения эффективности деятельности прокурора в данном направлении является усиление контроля за соответствующей деятельностью подчиненных прокуроров.
Систематические проверки, проводимые в нижестоящих прокуратурах, позволяют не только вскрывать и устанавливать недостатки и упущения в их работе по обеспечению участия прокурора в рассмотрении в суде уголовных дел, но и рекомендовать передовые методы надзора и более эффективные средства прокурорского реагирования на нарушения закона.

Одной из наиболее эффективных мер по совершенствованию этой деятельности является изучение и обобщение работы прокуроров во всех стадиях судебного производства по уголовным делам. Изучение и обобщение состояния поддержания государственного обвинения, материалов кассационной и надзорной практики дает полное представление о состоянии работы прокуроров при рассмотрении судами уголовных дел. Поэтому такие обобщения следует организовывать периодически.

На практике они обычно проводятся ежеквартально или раз в полугодие. При обобщении материалов кассационной практики особое внимание уделяется протестам, принесенным прокурорами на оправдательные приговоры и определения судов о прекращении уголовных дел производством. Именно на такие решения судов чаще всего прокуроры приносят протесты.

Особое внимание прокуроров должны привлекать протесты, принесенные в связи с нарушениями материального закона и уголовно-процессуальных норм, допущенными в стадии предварительного следствия.

Здесь наиболее рельефно выявляются недостатки, промахи и ошибки, а также нарушения законов, допущенные органами дознания и предварительного следствия. Результаты изучения и обобщения практики реализуются в виде информационных писем или обзоров, которые направляются областным, городским и районным прокурорам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)