Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
Эффективность надзорной деятельности органов прокуратуры по выявлению и устранению нарушений закона, созданию условий, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований и должностных лиц, в существенной мере определены правильной организацией этой деятельности прокуратуры.
Говоря об организации рассматриваемого направления надзорной деятельности органов прокуратуры, необходимо отметить необходимость для каждого прокурора четкого определения предмета и пределов прокурорского надзора.
Второе условие правильной организации общенадзорной деятельности прокуроров – это четкое разграничение функций прокуроров в прокурорской системе, что позволит устранить параллелизм в работе прокуроров различных звеньев и в то же время не упустить из виду основные направления в осуществлении надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.
Важное значение здесь имеют требования Генерального прокурора РФ, содержащиеся в его приказах и указаниях № 20 от 28 мая 1992 г. “Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ” и № 30 от 22 мая 1996 г. “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”, № 42 от 18 июля 1997 г. “Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации”, № 4917 от 12 августа 1996 г. “О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе”, и др.
В соответствии с этими приказами надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых:
- федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями
- на Генеральную прокуратуру РФ;
- республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями
- на прокуратуры республик в составе РФ;
- краевыми, областными, автономной области, автономных округов органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями
- соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов, приравненные к ним специализированные прокуратуры;
- иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями – на районные и городские прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры.
Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими соединениями и учреждениями осуществляется военными прокуратурами, В исключительных случаях вышестоящие прокуратуры при наличии у них сигналов о существенном нарушении закона вправе провести проверку и принять меры к устранению нарушений закона в пределах республики, края, области, то есть прокурор области и иные вышестоящие прокуроры могут принять на себя исполнение функций нижестоящих прокуроров.
Прежде всего прокурор должен располагать сведениями, предусмотренными государственной статистической отчетностью и данными органов государственного контроля о состоянии законности на различных объектах. Изучая ее, прокуроры выясняют наличие и распространенность правонарушений как в целом на поднадзорной территории, так и на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях. Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению прав человека и гражданина, состоянию законности в экономической, экологической, социальной сферах.
Одним из источников информации о состоянии законности являются данные юридической службы на предприятиях, учреждениях и в организациях. В целях получения информации о состоянии законности на поднадзорной территории прокурор должен использовать взаимный обмен сведениями с органами местного самоуправления, общественными организациями. Участие прокуроров в работе органов государственной исполнительной и законодательной власти также является важным средством получения информации о состоянии законности.
Работа органов прокуратуры по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов строится по предметно-зональному принципу. Это означает, что прокуратуры субъектов РФ, прокуроры приравненных к ним специализированных прокуратур одновременно выполняют организационно-методическое руководство данной деятельностью подчиненных прокуратур и осуществляют надзор на подведомственных им объектах – органах законодательной и исполнительной власти.
- Приказ о порядке рассмотрения жалоб граждан
- Приказ о задачах прокуроров
- Прокурорам по надзору за соблюдением законов в ИТУ
- Прокурорам войсковых частей
- Транспортным прокурорам
- Военным прокурорам
- Контроль исполнения в органах прокуратуры
- Планирование работы в органах прокуратуры
- Стиль и методы руководства и управления в органах прокуратуры
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу