Организация процесса воспитания в высшей школе

Вопрос о воспитании в высшей школе достаточно часто начинают рассматривать с административно-управленческой точки зрения. Для этого проводится анализ концепций и программ, планов воспитательных мероприятий и других нормативных документов.

Педагогику высшей школы, в первую очередь, интересует не вопрос о структуре организации и управления воспитательной работой в вузе, а сам воспитательный процесс, включающий духовно-нравственные изменения происходящие со студентом и аспирантом, а также педагогические действия, которые данные изменения обеспечивают.

Только разбираясь с базовым процессом, имеет смысл обсуждение структур управления, его обеспечивающих, хотя на практике бывает и не так.В любом случае она станет свидетельствовать о появлении ценностного отношения к произошедшему.

Любое действие, деятельность, поступок, совершаемые человеком в результате его оценки приобретет воспитательное значение, независимо от того, будет ли эта положительная, отрицательная или нейтральная оценка.

В образовательном пространстве вуза предусматривается учебная деятельность студентов и аспирантов по освоению образовательных программ и так называемая внеучебная деятельность, занятия которой не регламентируются учебным планом, но которую непосредственно связывают с воспитательной работой.

В рамках манипулятивной организации образовательного пространства профессиональной подготовки студентам и аспирантам предусматривается возможность выбора, в основе которого лежит соответствующая ценность.

Это и курсы по выбору, и выбор темы курсовой, выпускной, диссертационной работы. В некоторых случаях находят воплощение идеи свободного образовательного пространства, когда образующийся получает возможность предложить тему предстоящей работы.

Интересно
Если на словах студенты в большинстве случаев отдают приоритет ценности свободы перед выбором, а выбору перед выполнением конкретного задания данного преподавателем, то когда дело доходит до того, чтобы воспользоваться правом и самому предложить тему предстоящей работы, многие меняют точку зрения и предпочитают выбрать из предложенного.

Важное воспитательное значение имеет содержание образования несмотря на то, что при его формировании в основном регламентируется результаты процесса обучения: знания, умения, навыки, опыт деятельности и компетенции.

Наполняя содержание высшего образование научными знаниями и критическим отношением к знаниям не прошедшим проверку, создаются условия для позитивной оценки их полезности, а соответственно и закрепления ценности научного знания, которая должна была появиться ещё в средней школе.

Приобрести ценность могут прошедшие оценку умениям и навыки, способы деятельности и компетенциям. Аналогичный механизм отбора содержания можно было бы использовать, если бы мы стремились приобщить к ценностям религиозной или мифологической картины мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)