Организация адвокатуры в период с 1917 г. по 2002 г

После октябрьской революции Декретом №1 «О суде» институт присяжных поверенных был упразднен.

Только после принятия Декрета №2 «О суде» местным советам было предписано организовывать коллегии защитников, которые находились на содержании государства. После окончания Гражданской войны было утверждено новое Положение о коллегии защитников, контроль деятельности которых возлагался на суды, прокуратуру и исполнительные органы на губернском уровне.

В 1939 г. было принято новое Положение об адвокатуре.  Надзорные полномочия за деятельностью адвокатов возлагались на народный комиссариат юстиции СССР и его региональные органы. В частности, этим наркоматом устанавливалась численность коллегий адвокатов, определялись размеры оплаты услуг, оказываемых адвокатами.

В 1980 г. в развитие Союзного закона об адвокатуре от 1979 г. в РСФСР был принят новый закон, который назывался, как и предыдущие, «Положение об адвокатуре».

В соответствии со ст. 1 этого «Положения», основной задачей адвокатуры являлось оказание помощи гражданам и организациям. Она содействует «охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности…». Коллегия адвокатов в Положении определяется как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Положение предусматривало, что в Федерации могли действовать республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в Москве и Ленинграде), а также территориальные коллегии адвокатов. Высшим органом коллегии адвокатов являлось общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом – президиум, контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.

Членами коллегии адвокатов могли быть «граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет». Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, но не имеющие достаточного стажа работы по специальности, могли быть приняты в коллегию адвокатов после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года. Члены коллегии адвокатов и стажеры не могли состоять на службе в государственных и общественных организациях.

Исключение могло быть сделано только для лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, объем адвокатской работы в которых является недостаточным.

Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумы коллегий адвокатов создавались в городах и других населенных пунктах юридические консультации, которыми руководят заведующие, назначаемые президиумом.

«Положение» предусматривало следующие виды юридической помощи: адвокаты, оказывая юридическую помощь:

  • дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
  • составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
  • осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
  • участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты могли также оказывать гражданам и организациям иную юридическую помощь.

Данный закон также предусматривал наряду с оплачиваемой деятельностью и бесплатное оказание гражданам юридической помощи в следующих случаях:

  • истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  • членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка, при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью.

Юридическая помощь оказывалась бесплатно и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Положение устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляет Министерство юстиции СССР, которое в пределах своей компетенции:

  • контролирует соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» и других законодательных актов;
  • устанавливает порядок оплаты юридической помощи и условия оплаты труда адвокатов;
  • издает инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры;
  • устанавливает особенности порядка организации и деятельности межтерриториальных и других коллегий адвокатов.

Таким образом, создатели Закона об адвокатуре в СССР 1979 г. и Положения об адвокатуре РСФСР предусматривали, что контроль и общее руководство адвокатурой осуществляют органы государственной власти в лице Министерства юстиции и что заниматься адвокатской деятельностью можно только будучи членом коллегии адвокатов. Однако в Законе не оговаривалось, что число коллегий на территории одного субъекта СССР ограничено.

На начало 2002 г. на территории Российской Федерации действовали три Союза адвокатов:

  1. Международный союз (ассоциация), в который наряду с некоторыми коллегиями адвокатов РФ входят коллегии других государств (СНГ и бывших республик).
  2. Союз адвокатов Российской Федерации.
  3. Ассоциация адвокатов России.

Помимо этого, в России действовали альтернативные коллегии адвокатов, юридические центры, правовые кооперативы, юридические консультации, а также лица, оказывающие правовые услуги в частном порядке.

Всего по данным на 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось 106 коллегий адвокатов и более двух с половиной тысяч юридических консультаций. В том числе широкопрофильных – так называемых альтернативных коллегий – 49, объединяет их Гильдия российских адвокатов – «первое независимое некоммерческое профессиональное объединение правозащитников».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)