Опыт антимонопольного регулирования в мире

Впервые о необходимости регулирования монополий задумались в США в конце XIX века.

Практически полное отсутствие регулирования рыночных отношений привело к тому, что относительно крупные компании начали скупать своих конкурентов, а с теми, кого купить не получилось, начали договариваться о рыночном поведении.

Интересно
В результате за относительно короткий срок рынки многих товаров оказались в руках либо чистых монополий, либо трестов — добровольных объединений компаний, которые действовали на рынке совместно, на основе так называемых трестовских соглашений.

2 июля 1890 года был принят Антитрестовский закон Шермана, который объявлял вне закона всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами.

Каждое лицо, монополизировавшее либо пытающееся монополизировать какую-либо отрасль торговых операций между несколькими штатами, или с иностранными государствами, стало считаться правонарушителем.

В 1914 году были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии.

Согласно первому, запрещались:

  • практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • слияние компаний за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • совмещение должностей в советах директоров различных компаний.

Второй закон создавал в США новый орган власти — Федеральную торговую комиссию, на которую была возложена обязанность проведения антимонопольной политики государства. Комиссия обязана была выявлять трастовые соглашения, скупку конкурентов, ценовые дискриминации и иные действия компаний, направленные на монополизацию рынков.

Позже основные положения вышеозначенных законов были детализированы.

Так, закон Робинсона – Патмана регулировал  вопросы монополий в розничной торговле, а закон Селлера – Кефовера — вопросы слияния и поглощения компаний. Окончательно антимонопольное законодательство США было сформировано в начале 1970-ых годов после принятия ряда поправок в действующие нормативноправовые акты.

В настоящее время в США монопольное положение само по себе не является преступлением, в отличие от действий, приводящих к монополизации рынка или недопущению конкурентов на уже монополизированный рынок.

Компания-монополист может быть принудительно разделена на части, а должностные лица приговорены к тюремному заключению. На практике к крайним мерам прибегают редко.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)