Определение по карте своего местоположения

По ближайшим ориентирам на глаз. На ориентированной карте опознают 2 — 3 местных предмета, видимых на местности, затем глазомерно по направлениям и расстояниям до них определяют свое местоположение относительно этих предметов и намечают точку своего стояния.

Промером пройденного расстояния. Способ используется чаще всего при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т.д.). На исходном пункте записывают отсчет по спидометру и начинают движение.

По створу. Створом называется прямая линия, проходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

По створу и линейному ориентиру:

По створу и боковому ориентиру.

Засечка. Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. По боковому ориентиру засечки производятся, как правило, при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира.

По двум-трем ориентирам обратная засечка чаще всего выполняется, когда свое местоположение на карте не обозначено. Обратной засечкой по трем (двум) направлениям. Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознано три (в крайнем случае, два) ориентира. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30°— 150°.

Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя. Не сбивая ориентировку карты, таким же образом, прочерчивают направления на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния.

По двум направлениям точка стояния определяется менее точно, а главное, без контроля. При тех же условиях, когда работа с картой затруднена (идет дождь и т. п.), точку стояния можно определить по магнитным азимутам, измеренным с точки стояния на ориентиры.

Магнитные азимуты переводятся в обратные, а последние в дирекционные углы, и по ним прочерчиваются направления на карте от соответствующих ориентиров. Средняя ошибка определения точки стояния обратной засечкой по трем ориентирам порядка 15 средней дальности до ориентиров.

В условиях пустынно-степной местности движение может успешно осуществляться по азимутам с помощью компаса. Направление движения в отдельных случаях можно выдерживать по едущим сзади машинам или по следу своей машины (он должен быть прямолинейным), а также по расположению дюн, барханов и ряби на песке.

Способ прямой засечки заключается в с визировании и прочерчивании направлений с двух трех точек стояния, обозначенных на карте, на определяемую цель или ориентир. Для этого на каждой точке стояния ориентируют карту возможно точнее, используя наиболее удаленные ориентиры, обозначенные на карте. По обратным дирекционным углам засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто.

Ориентирование по карте при движении на автомобиле.

Подготовка к ориентированию включает в себя:

  1. Изучение и уточнение маршрута движения.
  2. Подъем его на карте.

Измерение протяженности маршрута и определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте.

Выбор и изучение маршрута выполняют в такой последовательности:

  • просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенностей прилегающей к ней местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;
  • изучают местные предметы и формы рельефа для ориентиров, места поворотов маршрута, выезды в населенные пункты;
  • по всему маршруту через каждые 5— 10 км выбирают контрольные ориентиры.

Подъем маршрута на карте:

  1. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом коричневого цвета.
  2. Контрольные ориентиры обводят кружками.
  3. Измеряют расстояние между ними, вносят поправки на местности.

Ориентирование в пути должно быть непрерывным. Ночью и в условиях ограниченной видимости пути прокладываются, как правило, вдоль местных ориентиров. Проверку правильности движения производят по карте, компасу и промером расстояний, используя в качестве ориентиров объекты, расположенные на самом маршруте или в непосредственной близости. При движении в лесу и в степи следует тщательно вычерчивать и выдерживать направления по азимутам, измерять пройденные расстояния, а также внимательно следить за ориентирами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)