Определение миссии и целей организации

Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.

Значение миссии:

  • миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений организации;
  • миссия создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые цели;
  • миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении;
  • миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации.

Людям нужно делать что-то полезное, верить в это и одновременно зарабатывать на этом деньги. Одна из целей миссии – создание приверженности персонала фирме, стимулов, разработка наиболее оптимальной системы взаимоотношений внутри коллектива и общей идентификации сотрудников. Конечная цель в том, чтобы сотрудник не делал различия между интересами фирмы и своими. Рассмотрим цели известных компаний.

«Достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет зарабатывать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей» – Motorola.

«Решать нерешенные проблемы инновационно» – 3M. «Вносить технический вклад в развитие и благосостояние общества» – Hewlett Packard. «Предоставить женщинам неограниченные возможности» – Mary Kay Cosmetics.

«Испытать радость от усовершенствования и приспособления технологии для пользы общества» – Sony. «Предоставить простым людям возможность покупать вещи, ранее доступные только богатым» – Wal-Mart. «Сделать людей счастливыми» – Walt Disney.

Миссия, как горизонт, мы к ней идем, но никогда не достигаем. И все же миссия задает магистральное направление нашей деятельности. Если мы торговали пирожками, то, в зависимости от сформулированной миссии, мы будем развиваться или как продовольственная компания, и тогда разумно освоить выпуск подсолнечного масла, или как торговая компания, и тогда разумно торговать парфюмерией.

Миссия – маяк, но чтобы идти к маяку, нужно посмотреть:

  • где мы находимся сейчас (анализ маркетинговой среды);
  • спланировать следующий шаг (цели на ближайший год, краткосрочные цели);
  • приблизительно наметить дальнейшие шаги (среднесрочные цели).

Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей
потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем. Как сказал Питер Дракер: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства – создание клиента».

Если предпринимательство берет на себя миссию создания клиентов, оно также получает прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии. Поскольку миссия разрабатывает направление фирмы на 50 – 100 лет вперед, она формулируется в качественных, этических категориях (см. примеры выше).

А вот цели, которые вытекают из миссии, имеют очень конкретный, количественный характер. Например, мы можем сформулировать миссию «Сделать землян здоровее», цели на 2005 год – «К 1 апреля 2008 года начать выпуск экологически чистого молока», а среднесрочные цели – «К 2010 году контролировать 34% молочного рынка России».

Конечно, задача высшего руководства фирмы не сводится только к написанию красивых, благозвучных фраз (формулировка миссии). Следующий этап работы – определение краткосрочных целей и анализ рыночной среды.

Цели выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Они:

  • являются фундаментом для процесса менеджмента в целом;
  • определяют способы повышения эффективности организации;
  • лежат в основе принятия любого делового решения;
  • служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)