Обязанности работодателя

Рамочная Директива 1989 г. по охране труда и технике безопасности устанавливает обязанность работодателя обеспечивать охрану здоровья работников во всех аспектах, связанных с работой. Общий принцип таков: работодатель должен обеспечить сохранение здоровья работников и их безопасность в процессе труда.

Исключением из правила является форс-мажор, какие-то непредсказуемые события. В этом случае работодатель может избежать ответственности или она будет снижена.

Важным моментом является тот факт, что, хотя промышленная авария может произойти по вине работника и данный работник будет привлечен к ответственности, эта ответственность не освобождает от ответственности самого работодателя. Работодатель обязан будет возместить ущерб, причиненный несчастным случаем на производстве.

Работодатель обязан проводить профилактические действия для предотвращения возможных негативных последствий. Это обязательство требует от работодателя принятия необходимых мер для обеспечения безопасности и защиты физического и психического здоровья трудящихся лиц.

В случае ухудшения здоровья работника или нарушения безопасности трудового процесса именно работодатель обязан доказать, что он выполнил все, что было возможно.

Работодатель должен доказать принятие всех мер, предусмотренных законодательством. Он должен осуществлять эти меры на основе общих принципов профилактики, стараясь избежать рисков. Когда работодатель не может исключить риски, он обязан их оценить и минимизировать.

К примеру, согласно трудовому законодательству Франции обязанности работодателя в области охраны труда включают (статьи L4121-1 — L4121-5 Трудового кодекса Франции):

  • обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и защиты физического и психического здоровья работников, совершенствуя средства и меры по охране труда, в том числе через действия по предотвращению профессиональных рисков, по информированию и обучению работников;
  • обязанность применять названные выше меры с учетом общих принципов (оценка рисков, избегание рисков, борьба с рисками, учет уровня развития техники, замена более опасного оборудования менее опасным, планирование работы по предотвращению рисков, приоритет мер коллективной защиты, проведение инструктажей).

Любые меры по охране здоровья выполняются за счет работодателя и не могут осуществляться за счет работников.

Судебная практика все чаще демонстрирует обязанность работодателя оградить работников не только от рисков физического характера, но и от психосоциальных. Так, в случае конфликта между работниками работодатель должен принять все возможные меры, чтобы не допустить причинения вреда работнику – объекту психологического давления.

Причем согласно Постановлению Кассационного суда Франции от 17 октября 2012 г. № 11-18208, «работодатель, который оставил конфликтную ситуацию, не использовав средства по ее урегулированию, не исполнил свои обязанности».

Работа трудовых инспекций в разных государствах – членах ЕС регламентируется национальным законодательством. Это не способствует повышению уровнях охраны труда по мнению Европейской конфедерации профсоюзов, которая выступает за создание единой трудовой инспекции в рамках Европейского союза6.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)