Общие законы организационного развития

Любая организация действует в поле законов и закономерностей природы и общества. Напомним, что закон — это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь или зависимость между явлениями в природе и обществе.

Существует две категории законов законы природы, в том числе законы природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. Законы, придуманные людьми, переменчивы и противоречивы.

На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процессов. Познать закон — значит, раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации.

Применительно к организации, закон — это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внешней и внутренней среды, обусловливающая их упорядоченные изменения.

Понятие закона близко к понятию закономерности, которая может рассматриваться как некое расширение цепи: зависимость – закон – закономерность. Между этими категориями существует постоянная взаимосвязь: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь между зависимостью, закономерностью и законом

Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы и общества.

Частные, или специфические законы изучаются частными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.) (рис. 2).

Рис. 2. Классификация законов организации

Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти двумя путями:

  • анализ большого количества конкретных организационных систем: исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование закономерностей, апробация последних на вновь выбранных системах;
  • перенос закономерностей, известных в других областях развития.

На протяжении многих столетий человечество стремилось разглядеть закономерности, и первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считаются три основных закона диалектики, обоснованные гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. огромное число
научных работ в самых разных сферах посвящены раскрытию закономерностей и законов. Например, законы‑аксиомы американского эколога Барри Коммонера:

  • все связано со всем;
  • все должно куда‑то деваться;
  • ничего не дается даром;
  • природа знает лучше.

На основе анализа общих свойств сложных систем (самоструктурированность, необходимое разнообразие, динамичность, адаптивность и др.) сформулирован ряд основных требований к законам организации:

  • не должны противоречить всеобщим законам развития и функционирования природы и общества;
  • должны опираться на общие свойства сложных систем;
  • должны выявляться и подтверждаться на достаточно больших и достоверных информационных фондах на базе системных исследований;
  • должны быть согласованы друг с другом и представлять из себя непротиворечивую систему;
  • должны быть инструментом для решения проблем организации.

Любая организация — это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов: самосохранения, развития, синергии, информированности‑упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии.

Существуют различные точки зрения на классификацию законов организации, которые близки по своему назначению, но имеют разночтения в названиях (например, классификация Э. А. Смирнова и классификация А. А. Беляева и Э. М. Короткова) (рис. 3).

Рис. 3. Классификация законов организации

Закон самосохранения

На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

К факторам сохранения относятся:

а) внутренние факторы:

  • высокий профессионализм персонала;
  • стабильность кадров;
  •  хорошая технологическая, информационная и иная оснащенность;
  • квалифицированное руководство;

б) внешние факторы:

  • хорошая ресурсообеспеченность;
  • наличие высокого спроса;
  • положительные действия государства, общественности и т. д.

К факторам разрушения относятся:

а) внутренние факторы:

  • недостаток или избыток чего‑либо;
  • плохая оснащенность;
  • слабое руководство;
  • низкий профессионализм персонала;
  • текучесть кадров и т. д.

б) внешние факторы:

  • низкий спрос;
  • налоговый и бюрократический пресс;
  • плохая ресурсообеспеченность;
  • нормативное вмешательство в структуру;
  • отсутствие эффективного страхования и т. д.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.

Формулировка закона самосохранения: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.

Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней
самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.

Закон развития

Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Различают:

  • нормальное (эволюционное) развитие, т. е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;
  • ускоренное (революционное) развитие, т. е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);
  • замедленное развитие, т. е. развитие более низкими темпами.

Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.

Основными факторами развития организации являются:

  • элементный состав организации;
  • взаимосвязь элементов, структура организации;
  • динамичность, нацеленность на развитие;
  • своевременное обновление организации.

Закон развития опирается на несколько принципов:

  • принцип инерции: изменение потенциала организации должно начинаться спустя некоторое время после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия;
  • принцип самозависимости: на повышение потенциала организации влияет потенциал самой организации;
  • принцип эластичности: каждая организация пытается сгладить последствия возмущающих воздействий;
  • принцип непрерывности: процесс изменения потенциала организации идет непрерывно;
  • принцип стабилизации: организация стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла.

Закон синергии

Формулировка закона синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо меньше.

Любая организация обладает определенным потенциалом, который зависит от огромного числа факторов — элементов. Различные сочетания потенциалов этих элементов создают различные потенциалы организации в целом. Потенциал организации может меняться либо плавно при постепенном изменении соотношения потенциалов отдельных элементов, либо скачкообразно при каком‑то особенно удачном соотношении (комбинации) потенциалов отдельных элементов. Такое скачкообразное изменение потенциала называется синергетическим эффектом, а процесс стремления к точке синергетического эффекта — синергетическим процессом.

Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами:

  • специализацией элементов;
  • кооперацией, т. е. связью элементов в ходе их совместной деятельности;
  • комбинированием, т. е. соединением разных видов деятельности;
  • интеграцией, т. е. соединением усилий разных элементов организации.

В реальной организации синергетический эффект может быть не получен, если

  • не реализуются вышеперечисленные факторы;
  • система управления неэффективна и приводит к потерям;
  • присутствуют «узкие места», т. е. значительную роль играют относительно худшие элементы.

Закон информированности-упорядоченности

Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.

Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее ее сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

Для того, чтобы информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена:

  • по содержанию: экономическая, производственная, правовая ит.д.;
  • по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека, для нескольких людей и т. д.;
  • по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на бумажных носителях, на электронных носителях;
  • по времени: оперативная, текущая.

Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения некоего критического уровня поступающей информации переходит в его компетентность.

Закон единства анализа и синтеза

Анализ отражает разделение организации на составные элементы. При этом возможны три ситуации:

  • элементы независимы друг от друга, поэтому каждый из них выделяется и изучается автономно;
  • элементы в определенных отношениях связаны, взаимозависимы; в ходе аналитических действий такие связи учитываются в меру необходимости;
  • элементы взаимосвязаны, взаимовлияют и определяют друг друга, поэтому они анализируются в комплексе, а выделение может быть лишь условным.

Синтез отражает объединение определенных элементов в единое целое. При этом решаются две задачи:

  • согласование характеристик выделенных частей;
  • соединение частей и формирование целостной организации.

При синтезе возможны три ситуации:

  • для объединения подходят практически любые элементы, т. к. их взаимосвязь незначительна и несущественна для организации;
  • объединяемые элементы определенным образом будут взаимодействовать друг с другом, поэтому они подбираются с учетом взаимодействия;
  • объединяемые элементы будут тесно взаимосвязаны, в связи с этим необходимо проводить их разносторонний подбор.

Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом (синтез). Для того чтобы изменить организацию (синтез), необходимо в той или иной мере изменить ее элементы (анализ).

Формулировка закона единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта:

  • имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной, однако на практике не встречается или встречается редко и кратковременно;
  • нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.

Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.

В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:

  • планирование;
  • координирование;
  • стабилизация;
  • согласование;
  • полнота.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)