Общие и специальные принципы спортивной тренировки

Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности. Им должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний.

Поскольку спортивная тренировка организуется как педагогический процесс, на нее распространяются общепедагогические принципы и общие принципы методики физического воспитания, в том числе принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и др.

Но в сфере спорта действуют и свои специфические закономерности, которые обязывают в процессе спортивной тренировки соответственно конкретизировать общие принципы и соблюдать ряд специальных положений.

Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.

Принцип направленности к высшим достижениям выражается во всевозрастающих требованиях к подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетней тренировки

Установка на высшее достижение и объективные условия ее воплощения предопределяют углубленную спортивную специализацию. Ее характеризует такое распределение времени и сил в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для максимальных достижений в других видах спорта.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена.

В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена.

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями: единством организма, т. е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности, и взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений.

Конкретизируя принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, суть его можно выразить в следующих положениях:

  1. Неразрывность общей и специальной подготовки как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из ее содержания без ущерба для конечных спортивных достижений и общей эффективности спорта как средства всестороннего развития.
  2. Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки: содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.
  3. Необходимость соблюдать оптимальную меру соотношения общей и специальной подготовки, меняющуюся в процессе тренировки.

В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки.

Непрерывность тренировочного процесса.

Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность характеризуется тремя основными положениями:

  1. Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных и многолетних занятий с тем, чтобы в общем режиме жизни спортсмена постоянно присутствовали факторы, вызывающие приобретение, сохранение и дальнейшее развитие тренированности.
  2. Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе непрерываемой преемственности ближайших, следовых и долговременных кумулятивных эффектов тренировки.
  3. Интервал между тренировочными занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках определенных серий тренировочных занятий (микроциклов) допускается при известных условиях проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается особо уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Зависимость прироста функциональных возможностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения.

К ним нет легких путей – каждый очередной шаг означает восхождение по ступеням растущих нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тренировочных задач и участием в ответственных состязаниях (таблица).

Волнообразность и вариативность динамики нагрузок.

Рост спортивных результатов зависит не только от величины и длительности выполняемой нагрузки, но и от ее вариативности, изменчивости.

Известно, что монотонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утомляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в процессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена.

Общие и специальные принципы спортивной тренировки

Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок:

  • линейно восходящая;
  • ступенчато восходящая;
  • волнообразно восходящая;
  • пилообразная или скачкобразная.

Цикличность тренировочного процесса.

Тренировочный процесс характеризуется также четко выраженной цикличностью, причем такой, при которой крупные тренировочные циклы соотносятся во времени с системой состязаний, строятся в соответствии с закономерностями обеспечения оптимальной подготовленности к основным из них.

Циклы тренировки представляют собой относительно завершенную системно повторяющуюся последовательность звеньев и стадий тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.

Различают следующие циклы:

  • малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2–3 до 7–10 дней;
  • средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до 5–6 недель;
  • большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от 3–4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четырехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдущего.

Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, методы, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)