Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству

Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовленности, отношения к делу.

Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися играют огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании

Авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.

Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного тренера более всего определяется их профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые их личностные черты, а также внешняя привлекательность. 

Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физической культуры, особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучающимися, воспитуемыми.

К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физической культуре относятся:

  • наличие педагогической направленности;
  • мотивация к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполнении своих функциональных обязанностей;
  • достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовленности;
  • личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучающихся;
  • типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.

Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физической культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педагогического такта.

Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой это – путь к хорошему психологическому климату (также и в спортивной команде при работе тренера).

Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя-тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении с обучающимися:

  1. Требовательность без грубости, надменности, высокомерия.
  2. Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибратства – обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем.
  3. Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования.
  4. Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания.
  5. Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости.
  6. Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.

Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными такие отношения, которые наиболее благоприятны для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)