Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава соответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовленности, отношения к делу.
Авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механизмы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физической культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.
Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере физической культуры, особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходимости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучающимися, воспитуемыми.
К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физической культуре относятся:
- наличие педагогической направленности;
- мотивация к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хорошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполнении своих функциональных обязанностей;
- достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовленности;
- личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучающихся;
- типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.
Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физической культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педагогического такта.
Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой это – путь к хорошему психологическому климату (также и в спортивной команде при работе тренера).
Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя-тренера, характеризующих черты педагогического такта в обращении с обучающимися:
- Требовательность без грубости, надменности, высокомерия.
- Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибратства – обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем.
- Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования.
- Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания.
- Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости.
- Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.
Черты педагогического такта определяют установленные между преподавателем и его подопечными такие отношения, которые наиболее благоприятны для успешного решения учебно-воспитательных задач.
- Этапы спортивного отбора
- Спортивный отбор и спортивная ориентация
- Планирование спортивной подготовки
- Общие положения технологии планирования в спорте
- Характеристика и структура тренировочных циклов
- Основы построения спортивной тренировки
- Виды, задачи, средства и методы психологической, интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Виды, задачи, средства и методы технической, физической, тактической подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Общие и специальные принципы спортивной тренировки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу