Общетеоретические методы

Кроме общенаучных, каждая теоретическая дисциплина использует общетеоретические методы исследования. Наиболее значимые из них следующие.

Историко-сравнительный метод – сопоставление определенных характеристик предмета исследования в определенные исторические периоды либо сопоставление двух или нескольких явлений или процессов в определенных исторических событиях или в определенных исторических периодах.

Историко-сравнительный метод применяется во всех науках для исследования генезиса той или иной области знания, выделения ее из другой области (областей), становления ее как самостоятельной науки. Очень часто курсы по самым разным дисциплинам начинаются с экскурса в историю этой науки.

Компаративный метод – сравнение явлений или процессов в пространственных либо временных координатах, как правило, вне исторических событий или периодов

Структурный метод – исследование строения, взаиморасположения, внутреннего порядка составляющих частей предмета, их совокупности, устойчивых связей, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Функциональный метод – исследование явления или процесса с точки зрения его движения, деятельности, роли, выполняемой им в определенной системе, т. е. исследование функции или функций.

Структурно-функциональный метод – исследование сложного предмета с двух точек зрения:

  • как расположены и взаимосвязаны части этого предмета, образующие его структуру, как вписывается предмет в структуру окружающей его системы;
  • какую роль играет каждая из частей целого предмета и какие функции исполняет этот предмет в более сложной окружающей системе.

Системный метод – исследование сложных явлений или процессов как систем, т. е. как неразрывных совокупностей, характеризующихся четырьмя признаками:

  1. Система состоит из частей.
  2. Части системы взаимосвязаны и составляют определенную структуру.
  3. Система обладает так называемыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам ее частей.
  4. Система взаимодействует и находится в равновесии с окружающей средой.

Несмотря на то что историко-сравнительный метод был разработан историками, теория структурализма родилась в рамках социальной антропологии (работы К. Леви-Стросса), функциональная и структурно-функциональная теории разрабатывались в первую очередь социологами (Т. Парсонс, Р. Мертон), общая теория систем задумывалась биологом Л. фон Берталанфи, все эти теории давно стали методами, которые применяются в самых разных теоретических дисциплинах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)