Общества, формации, государства, цивилизации
Формации, государства, цивилизации тесно взаимосвязаны и характеризуют общества как определенные целостности. Формации возникли раньше, чем государства, а последние раньше, чем цивилизации. Таким образом, современное конкретное (локальное) общество есть единство формации, государства, цивилизации. Нельзя отождествлять, как это часто бывает у исторических материалистов, общество и формацию, а у экономистов и историков – общество и цивилизацию.
Взаимосвязь формаций, государств, цивилизаций выражается в следующем: 1) в них входят одни и те же сферы общества, но разными частями и функциями; 2) каждая из указанных метасистем выражает относительно самостоятельную функцию общества-страны; 3) значение (вес) этих функций и соответствующих им метасистем в обществе-стране меняется в истории человечества в силу стечения субъективных и объективных обстоятельств.
Конкретное (локальное) общество представляет собой пирамиду общественных сфер на определенном историческом этапе его развития: географической, демосоциальной (мужчины и женщины, взрослые и дети, семьи и этносы), экономической (производительные и экономические силы, процесс материального производства и т.п.), политической (государство, право, партии и т.п.), духовной (мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.п.).
Напомним, что в отличие от конкретного общества (России, США, Китая и др.) практическая формация этих обществ-стран представляет собой одну из метасистем, общественное тело, способ общественного производства практических благ и людей. Она включает в себя исходную (людей), базисную (экономику, государство, смешанную), вспомогательную (право, церковь, искусство, образование, науку) сферы, находящиеся в причинно-следственных, функциональных, комплиментарных отношениях между собой.
Общественное государство представляет собой политическую метасистему конкретного общества (страны) на определенном историческом этапе развития, включающую в себя государственную власть, народонаселение, государственную территорию. Государственная власть (правящая элита, ветви власти, госаппарат, право, практические ресурсы) служит для интеграции людей, поддержания порядка, защиты страны.
Политическая и формационная (общественное производство) деятельность не совпадают. Между элементами государства-страны существуют причинные, функциональные и смысловые (цели и средства) отношения. В государство, как мы уже говорили, могут входить и разные, и одинаковые формационные и цивилизации элементы общества.
Последние, очевидно, разными своими функциями-сторонами. Например, государственная власть входит и в общественную формацию, где она является надстройкой, и в цивилизацию, где она выступает формой реализации цивилизационного смысла.
Цивилизация (духовная формация) конкретного общества представляет собой способ производства духовных благ (знаний, мифов, идеалов, мышления и т.п.) и личностей. Исходную основу духовной формации образуют личности определенного цивилизационного типа.
Базисную (главную) сферу этой формации в разной степени образуют семья, школа, церковь, СМИ, КПСС своими духовными функциями, воспитанием личности человека. Вспомогательную сферу духовной формации образуют харизматическая личность (Христос, Магомет, Маркс) и созданное ей мировоззрение (мифологическое, религиозное, философское).
Мировая цивилизация включает в себя: 1) определенное мировоззрение, идеологию, мен-тальность; 2) духовные институты (церковь, партию, образование, семью); 3) образ жизни индивидов, характеризующий разные народы и страны.
В понятии практической формации общества фиксируется факт адаптации людей к природе за счет практического (демосоциального, экономического, политического) ее преобразования. В понятии “цивилизация” социально-философский анализ ставит вопрос о месте человека в природе, о способности человечества создавать себе место в мире, а не просто адаптироваться в нем.
В цивилизации (духовной формации) общество являет себя подобно личности человека, т.е. в единстве духовной сферы, общественного сознания, практической деятельности людей, институтов, организаций.
В качестве цивилизации человечество выступает высшей формой функционирования этого мира и берет на себя ответственность за судьбу этого мира перед своим духом (сознанием) и природой. Таким образом, понятие цивилизация не только представляет собой дальнейшее развитие наших представлений об обществе как о личности, но и о роли этой личности в природе.
Общественная формация и государство образуются причинно-функциональной интеграцией элементов культуры данного общества. В ней каждый элемент и сфера общества выступают функциональными элементами органичного целого.
Причинно-функциональный способ интеграции элементов культуры данного общества в общественную формацию и государство производится людьми стихийно, на основе их демосоциальных и практических (экономических и политических) интересов.
В частности, государство возникает на основе политических интересов: поддержания порядка, защиты своего общества от агрессии других обществ. Интеграция элементов общества в цивилизацию, в отличие от формационной и политической связи, изначально носит внутренний, логико-смысловой, мировоззренческий характер, а основой является мировоззренческая цель и результат.
Если общественная формация похожа на тело человека, государство – на нервную систему, то общественная цивилизация – на личность человека. Она имеет в составе общества свою важную функцию, деятельность, сферу.
Входящие в ее состав части общественных сфер объединены цивилизационным смыслом – мировоззренческой идеей. Это превращает цивилизацию в духовно-культурную (в отличие от экономически-культурной и политически-культурной) целостность, элементы которой находятся в отношениях цели и средств. Это иные и более высокие отношения, чем в общественной формации и государстве.
Благодаря цивилизационной идее элементы общества превращаются в “устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы”. В этой связи цивилизацию невозможно понять без культурологии, философии, психологии.
Формационные и политические связи, складываясь стихийно на основе материальных и политических интересов, затем сознаются людьми в форме логических связей так же, как и законы Ньютона. Формационные и государственные связи первичны, а их осознание в мышлении (логике) вторично.
Логико-смысловые (цивилизационные) связи людей, в основе которых лежат определенные замыслы – идеи, ставят элементы культуры общества в цивилизационные связи, придают им смысл. Они первичны по отношению к своим проявлениям в социальных институтах и образе жизни. Поэтому при изучении цивилизаций необходимо искать смысловую связь между элементами демосоциальной, экономической, политической, художественной культуры, вытекающую из цивилизационной идеи.
Это основание (базис) цивилизации оказывает громадное влияние на ее исходную и вспомогательную сферы. В этом случае между элементами цивилизации устанавливаются сознательные (логико-смысловые) связи.
Если общественной формации эти причинно-функциональные связи устанавливаются стихийно-сознательно на основе определенного материального интереса, то в цивилизации – на основе какого-то определенного смысла и лежащего в его основе духовного интереса.
Если в общественной формации и государстве реализуется причинно-логическая, а в общественной цивилизации смысло-логическая интеграция культуры, то это разные уровни сознания, мышления, самосознания людей. Не случайно общественная формация и государство были выявлены учеными раньше, чем общественная цивилизация.
Причинная интеграция носит логический характер, который обнаруживается, прежде всего, в законах естествознания. Смысло-логическая интеграция носит субъектно-практический характер, она навязывается культуре, превращая ее в цивилизацию.
В этом смысле Шпенглер был прав, считая цивилизацию оформленной (закостенелой) культурой – демосоциальной, экономической, политической. И общественная цивилизация, и государство, и формация относятся к миру культуры общества, но связь между элементами культуры в формации, государстве, цивилизации разные. Если в формации общества главной сферой становится экономика, а в государстве – политика, то в цивилизации – духовная сфера людей.
В качестве цивилизации отдельное общество-страна превращается в определенного типа “личность”: индивидуалистическую, коллективистскую, солидарную. Эта “общественная личность”, своеобразный духовно-общественный организм, существует ради определенных идеалов-смыслов, которым подчиняет свою жизнедеятельность.
Личность представляет собой единство психики (и сознания) и социальной деятельности. Цивилизация как специфическая общественная личность представляет собой единство общественного сознания и общественной деятельности, творение общественного бытия общественным сознанием в аспекте реализации мировоззренческого смысла, а не только производства практических благ.
Если общественное материальное производство представляет собой реализацию общественного сознания, то цивилизация обеспечивает сохранение общественного сознания, его развитие и подчинение высшему смыслу духовной и практической деятельности людей. Здесь возникает различие между духовным и практическим (и экономическим) производством.
Возникает цивилизационное противоречие между смыслом жизни общества, смыслом жизни образующих его людей, общностей, институтов и общественным бытием. Оно выступает внутренним цивилизационным противоречием развития конкретного общества.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу