Общества, формации, государства, цивилизации

Формации, государства, цивилизации тесно взаимосвязаны и характеризуют общества как определенные целостности. Формации возникли раньше, чем государства, а последние раньше, чем цивилизации. Таким образом, современное конкретное (локальное) общество есть единство формации, государства, цивилизации. Нельзя отождествлять, как это часто бывает у исторических материалистов, общество и формацию, а у экономистов и историков – общество и цивилизацию.

Взаимосвязь формаций, государств, цивилизаций выражается в следующем: 1) в них входят одни и те же сферы общества, но разными частями и функциями; 2) каждая из указанных метасистем выражает относительно самостоятельную функцию общества-страны; 3) значение (вес) этих функций и соответствующих им метасистем в обществе-стране меняется в истории человечества в силу стечения субъективных и объективных обстоятельств.

Конкретное (локальное) общество представляет собой пирамиду общественных сфер на определенном историческом этапе его развития: географической, демосоциальной (мужчины и женщины, взрослые и дети, семьи и этносы), экономической (производительные и экономические силы, процесс материального производства и т.п.), политической (государство, право, партии и т.п.), духовной (мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.п.).

Ю.В. Яковец называет такое понимание конкретного общества локальной цивилизацией. В этом случае специфика цивилизации как духовной формации и личности конкретного общества исчезает, а вместе с этим исчезает и различие между историческим и социально-философским подходом к изучению человечества.

Напомним, что в отличие от конкретного общества (России, США, Китая и др.) практическая формация этих обществ-стран представляет собой одну из метасистем, общественное тело, способ общественного производства практических благ и людей. Она включает в себя исходную (людей), базисную (экономику, государство, смешанную), вспомогательную (право, церковь, искусство, образование, науку) сферы, находящиеся в причинно-следственных, функциональных, комплиментарных отношениях между собой.

Общественное государство представляет собой политическую метасистему конкретного общества (страны) на определенном историческом этапе развития, включающую в себя государственную власть, народонаселение, государственную территорию. Государственная власть (правящая элита, ветви власти, госаппарат, право, практические ресурсы) служит для интеграции людей, поддержания порядка, защиты страны.

Политическая и формационная (общественное производство) деятельность не совпадают. Между элементами государства-страны существуют причинные, функциональные и смысловые (цели и средства) отношения. В государство, как мы уже говорили, могут входить и разные, и одинаковые формационные и цивилизации элементы общества.

Последние, очевидно, разными своими функциями-сторонами. Например, государственная власть входит и в общественную формацию, где она является надстройкой, и в цивилизацию, где она выступает формой реализации цивилизационного смысла.

Цивилизация (духовная формация) конкретного общества представляет собой способ производства духовных благ (знаний, мифов, идеалов, мышления и т.п.) и личностей. Исходную основу духовной формации образуют личности определенного цивилизационного типа.

Базисную (главную) сферу этой формации в разной степени образуют семья, школа, церковь, СМИ, КПСС своими духовными функциями, воспитанием личности человека. Вспомогательную сферу духовной формации образуют харизматическая личность (Христос, Магомет, Маркс) и созданное ей мировоззрение (мифологическое, религиозное, философское).

Мировая цивилизация включает в себя: 1) определенное мировоззрение, идеологию, мен-тальность; 2) духовные институты (церковь, партию, образование, семью); 3) образ жизни индивидов, характеризующий разные народы и страны.

В понятии практической формации общества фиксируется факт адаптации людей к природе за счет практического (демосоциального, экономического, политического) ее преобразования. В понятии “цивилизация” социально-философский анализ ставит вопрос о месте человека в природе, о способности человечества создавать себе место в мире, а не просто адаптироваться в нем.

В цивилизации (духовной формации) общество являет себя подобно личности человека, т.е. в единстве духовной сферы, общественного сознания, практической деятельности людей, институтов, организаций.

В качестве цивилизации человечество выступает высшей формой функционирования этого мира и берет на себя ответственность за судьбу этого мира перед своим духом (сознанием) и природой. Таким образом, понятие цивилизация не только представляет собой дальнейшее развитие наших представлений об обществе как о личности, но и о роли этой личности в природе.

Общественная формация и государство образуются причинно-функциональной интеграцией элементов культуры данного общества. В ней каждый элемент и сфера общества выступают функциональными элементами органичного целого.

Причинно-функциональный способ интеграции элементов культуры данного общества в общественную формацию и государство производится людьми стихийно, на основе их демосоциальных и практических (экономических и политических) интересов.

В частности, государство возникает на основе политических интересов: поддержания порядка, защиты своего общества от агрессии других обществ. Интеграция элементов общества в цивилизацию, в отличие от формационной и политической связи, изначально носит внутренний, логико-смысловой, мировоззренческий характер, а основой является мировоззренческая цель и результат.

Если общественная формация похожа на тело человека, государство – на нервную систему, то общественная цивилизация – на личность человека. Она имеет в составе общества свою важную функцию, деятельность, сферу.

Входящие в ее состав части общественных сфер объединены цивилизационным смыслом – мировоззренческой идеей. Это превращает цивилизацию в духовно-культурную (в отличие от экономически-культурной и политически-культурной) целостность, элементы которой находятся в отношениях цели и средств. Это иные и более высокие отношения, чем в общественной формации и государстве.

Благодаря цивилизационной идее элементы общества превращаются в “устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы”. В этой связи цивилизацию невозможно понять без культурологии, философии, психологии.

Формационные и политические связи, складываясь стихийно на основе материальных и политических интересов, затем сознаются людьми в форме логических связей так же, как и законы Ньютона. Формационные и государственные связи первичны, а их осознание в мышлении (логике) вторично.

Логико-смысловые (цивилизационные) связи людей, в основе которых лежат определенные замыслы – идеи, ставят элементы культуры общества в цивилизационные связи, придают им смысл. Они первичны по отношению к своим проявлениям в социальных институтах и образе жизни. Поэтому при изучении цивилизаций необходимо искать смысловую связь между элементами демосоциальной, экономической, политической, художественной культуры, вытекающую из цивилизационной идеи.

Сущность логико-смыслового метода познания состоит… в нахождении основного принципа (“основания”), который пронизывает все компоненты, придавая смысл и значение каждому из них, и тем самым из хаоса разрозненных фрагментов создается космос.

Это основание (базис) цивилизации оказывает громадное влияние на ее исходную и вспомогательную сферы. В этом случае между элементами цивилизации устанавливаются сознательные (логико-смысловые) связи.

Если общественной формации эти причинно-функциональные связи устанавливаются стихийно-сознательно на основе определенного материального интереса, то в цивилизации – на основе какого-то определенного смысла и лежащего в его основе духовного интереса.

Если в общественной формации и государстве реализуется причинно-логическая, а в общественной цивилизации смысло-логическая интеграция культуры, то это разные уровни сознания, мышления, самосознания людей. Не случайно общественная формация и государство были выявлены учеными раньше, чем общественная цивилизация.

Причинная интеграция носит логический характер, который обнаруживается, прежде всего, в законах естествознания. Смысло-логическая интеграция носит субъектно-практический характер, она навязывается культуре, превращая ее в цивилизацию.

В этом смысле Шпенглер был прав, считая цивилизацию оформленной (закостенелой) культурой – демосоциальной, экономической, политической. И общественная цивилизация, и государство, и формация относятся к миру культуры общества, но связь между элементами культуры в формации, государстве, цивилизации разные. Если в формации общества главной сферой становится экономика, а в государстве – политика, то в цивилизации – духовная сфера людей.

В качестве цивилизации отдельное общество-страна превращается в определенного типа “личность”: индивидуалистическую, коллективистскую, солидарную. Эта “общественная личность”, своеобразный духовно-общественный организм, существует ради определенных идеалов-смыслов, которым подчиняет свою жизнедеятельность.

Личность представляет собой единство психики (и сознания) и социальной деятельности. Цивилизация как специфическая общественная личность представляет собой единство общественного сознания и общественной деятельности, творение общественного бытия общественным сознанием в аспекте реализации мировоззренческого смысла, а не только производства практических благ.

Если общественное материальное производство представляет собой реализацию общественного сознания, то цивилизация обеспечивает сохранение общественного сознания, его развитие и подчинение высшему смыслу духовной и практической деятельности людей. Здесь возникает различие между духовным и практическим (и экономическим) производством.

Возникает цивилизационное противоречие между смыслом жизни общества, смыслом жизни образующих его людей, общностей, институтов и общественным бытием. Оно выступает внутренним цивилизационным противоречием развития конкретного общества.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)