Общее понятие о темпераменте и системе его проявлений

Среди множества психологических особенностей, характеризующих человека, категория темперамента является одной из наиболее распространенных. Деление людей по «типам темперамента» является, по-видимому, одним из древнейших. Почти каждый, получивший школьное образование, знает, например, что, согласно Гиппократу (IV в. до н.э.), люди бывают холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками. Причем такие решительные градации окружающих людей устанавливаются индивидом, как правило, очень быстро, почти по первому впечатлению и являются для него субъективно довольно устойчивыми. В действительности за понятием темперамента стоит совсем не простое, неоднозначное, во многом дискуссионное содержание.

В реальной психике и личности темперамент существует в единстве с другими показателями психического облика, прежде всего с характером. Однако в отечественной психологии совершенно оправданно различают эти понятия, хотя бы для того, чтобы глубже понять их фактическое, жизненное взаимодействие. Даже применительно к собакам в знаменитой физиологической школе академика и лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова разводили, на­пример, схожие по соотношению понятия: генотип и фенотип.

Темперамент — система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова: «система» и «динамические», выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные,
не результативные стороны человеческой психики и поведения.

Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру.

Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьирует у разных авторов. Главное для научной модели, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров.

В.Д. Небылицын, например, предложил выделять следующие компоненты темперамента, которые являются и системно связанными, и относительно независимыми, т.е. могут существовать в темпераменте в различных сочетаниях.

  1. Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, воздействию на мир и на самого себя. Это мера внутренней «предрасположенности» человека к самовыражению и самореализации в других людях и деятельностях. Индивидуальные различия по данному свойству темперамента располагаются от безудержной, постоянной жаж ды всевозможной деятельности до поведенческой вялости, бездействия, инертности и пассивного «созерцательства». Темпераментальная психическая активность характеризует лишь динамику деятельности, но не ее избирательность, направленность, не конечную результативность. Если человек чрезвычайно активен в своей профессиональной деятельности, но вызывающе пассивен в семье, то это следует рассматривать не в качестве проявления темперамента, а как проекцию особенностей направленности и характера.
  2. Вторым компонентом темперамента являются динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телес­ной моторики, в том числе речевой. Это относится к движениям тела (пантомимике), движениям мышц лица (мимике), к речевой моторике. У одного человека движения рук, например, резкие, подчеркнутые, высокоамплитудные, а у другого — мягкие и плавные. Вместе с тем в реальном общении людей «работают» не  только динамические особенности психики. Фактически живут, проявляются и взаимодействуют не темпераменты, а целостные личности.
  3. Третьим и также комплексным проявлением темперамента служат динамические особенности эмоциональности. В.Д. Небылицын выделял три логически связанных и объективно необходbмых показателя динамики эмоциональности:
  • впечатлительность как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания, «пороговая» величина внешнего воздействия, необходимого для
    появления эмоционального отношения к происходящему. Положим, произошло одно и то же (« пятерка» на экзамене), но один школьник спокоен, поведенчески сдержан, тогда как его одноклассник многорадостно улыбается и «скачет»:
  • импульсивность как выражение скорости развития эмоции от момента возникновения до проявления ее вовне, показатель быстроты экспрессии переживания. Возможно, что возникшее переживание незамедлительно проявляется объективно. Но допустима и относительная во времени «отсрочка» реакции;
  • лабильность, под которой имеется в виду показатель скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку. Высокую развитость данного свойства темперамента доходчиво иллюстрируют, например, классические картины итальянского кино. Другое дело — «холодность» скандинавских жителей или долговременное « западание» индивида на беспросветной грусти, либо, напротив, безудержной радости.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)