Общая характеристика СМИ

СМИ, как и прежде, формировали духовное пространство в России. И сами при этом кардинально менялись. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) ликвидировал партийногосударственную монополию, цензуру и контроль над ними и дал всем гражданам полную свободу «поиска, получения, производства и распространения информации».

Тут же появились тысячи газет и журналов на все вкусы. Их учреждали органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и частные лица.

Упразднением Гостелерадио СССР в 1991 г. завершилась эпоха монополии находившихся на госбюджете электронных СМИ, началось их разгосударствление и модернизация. На смену пришла целая индустрия, где создавалось то, что будет выгодно хозяевам каналов и интересно потребителям. Радио России вышло на международные FM-диапазоны.

Интересно
Это позволило ему вести передачи на весь мир, а россиянам – свободно слушать зарубежье. В 1990 г. возникли первые коммерческие радиостанции «Европа Плюс» и «Эхо Москвы», и вскоре сформировалась целая сеть их. На телевидении первый частный канал «2х2» был создан в 1989 г., негосударственные телекомпании – в 1991 г.

Быстро мельчала тематика обсуждаемых в СМИ проблем. Обязательным компонентом в них стали реклама, гороскопы и прочие элементы «желтой прессы». Содержание большинства из них, даже солидных изданий и каналов, тоже «желтело» на глазах.

На «освобождавшихся от советского прошлого» СМИ радикально повлияла реклама. Она не только стала их «кормилицей».

По ее принципу в СМИ сформировалась целая «идеология» – информация факта, т.е. подача факта как самоценности, без анализа и аргументированной оценки и при этом в форме сенсации или хотя бы с сенсационным заголовком.

СМИ не разъясняли людям сути реформ, а отвлекали их от происходящего, угнетали депрессивными сюжетами. Многие каналы ТВ потчевали граждан зарубежными фильмами низкого качества и низкопробным шоу-бизнесом, развращали скандальными программами.

Госдума даже приняла в 1998 г. постановление «О деятельности некоторых российских телекомпаний», возложив на них ответственность за «пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости». СМИ совместными усилиями так презентовали образ новой России в мире, что ее репутация упала до предела.

За 1990-е гг. не сложилось единства в понимании роли СМИ ни в обществе, ни в них самих. Одни по привычке видели в них инструмент власти, другие – институт гражданского общества. Свобода слова утверждалась плохо.

Большинство СМИ отличали неприкрытая заангажированность, тяга к сенсациям и замалчивание событий, сомнительные приемы подачи материала. Уровень независимости российских СМИ находился на 40–60 местах по 100-балльной шкале и был выше там, где богаче население (столицы), а самым низким – в национальных республиках.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)