Общая характеристика договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии – это соглашение сторон, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правообладатель – это сторона договора франчайзинга, которой принадлежат исключительные права, по поводу которых и заключается договор коммерческой концессии. Пользователь – сторона договора, получающая возможность исключительны права в течение определенного периода времени определенном месте в определенном объеме.

Предметом договора коммерческой концессии (франчайзинга) является:

  • во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование – ст. 54 ГК РФ), производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания), «коммерческое обозначение» правообладателя, о котором также упоминает ст. 1027 ГК РФ, представляет собой незарегистрированное, но общеизвестное наименование, используемое в деятельности предпринимателя, которое охраняется без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности, например «Мерседес» или «Кока-кола»;
  • во-вторых, объектом данного договора является также право пользования «охраняемой коммерческой информацией» и «коммерческого опыта» правообладателя, обычно составляющего его коммерческую тайну («ноу-хау») (ст. 139 ГК РФ). Охрана такого рода информации, не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации, от неправомерного использования другими лицами практически может осуществляться только по договору, который пользователь должен заключить с ее обладателем. Помимо охраноспособной информации правообладатель должен передать пользователю и иную документацию и информацию, необходимую для осуществления предоставленных по концессии прав (п. 1 ст. 1031 ГК РФ).

Законодатель установил особые условия к форме и регистрации договора коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. При этом договор коммерческой концессии регистрируется в федеральном органе исполнительной власти в области интеллектуальной собственности. Договор коммерческой концессии может предусматривать определенный соглашением сторон срок использования полученных от правообладателя прав или заключаться без указания срока. Следовательно, срок не относится к числу существенных условий данного договора.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)