Обмен информацией по вопросам расследования преступлений
Нормы, регламентирующие обмен информацией, содержат многие международные договоры о правовой помощи. Например, ст. 15 Минской конвенции предусматривает предоставление информации по правовым вопросам, в частности, сведений о действующем или действовавшем внутреннем законодательстве и о практике его применения, в том числе следственными аппаратами.
В них говорится, к примеру, о предоставлении органами юстиции информации о законодательстве, сообщении друг другу сведений о вступивших в законную силу приговорах к лишению свободы, сведений о судимости лиц, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны (см. ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г., Договор между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г. и др.).
Вместе с тем, сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью требует не только обмена сведениями о законодательстве и состоявшихся решениях, но и надлежащего информационного обеспечения по другим направлениям.
В 1992 г. министерства внутренних дел государств – участников СНГ заключили Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией.
В 1992-1995 гг. Россия заключила такие договоры с Арменией, Киргизией, Грузией, Азербайджаном, Белоруссией, Украиной и подписала многостороннее соглашение государств – участников СНГ.
В целях повышения сотрудничества в этой области в Концепции взаимодействия государств – участников СНГ в борьбе с преступностью среди основных форм взаимодействия предусмотрен также обмен информацией и опытом работы компетентных органов по раскрытию преступлений.
При этом информационное сотрудничество может выражаться в следующих формах:
- Информационно-аналитическое обеспечение. Оно включает в себя проведение совместных исследований проблем преступности; проведение совещаний, семинаров для обсуждения криминогенных ситуаций, их тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес; совместную разработку единых методик по раскрытию и расследованию преступлений; разработку системы предоставления в согласованных объемах и формах информации о преступности, мерах и результатах борьбы с ней; создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного пользования банками информации органами расследования государств – участников СНГ.
- Информационно-оперативное обеспечение. Это информирование о совершаемых преступлениях, когда они затрагивают интересы двух и более государств; о проводимых операциях по задержанию особо опасных преступников; прямые контакты офицеров связи; создание для общего пользования компьютерных банков данных о лицах, совершивших преступления, и о совершенных преступлениях.
- Информационно-правовое обеспечение. Оно состоит в деятельности по собиранию, хранению и систематизации информации о законодательстве и практике его применения; комплексном анализе правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств и их национального законодательства; разработке предложений и рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств; сборе, хранении и систематизации научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.
В наши дни органы расследования России часто используют возможности Интерпола. Правительство РФ постановлением от 14 октября 1996 г. утвердило Положение о Национальном центральном бюро Интерпола. Этот документ закрепил основу функционирования НЦБ Интерпола в России.
В нем отмечается, что НЦБ Интерпола является подразделением криминальной милиции, входящим в состав центрального аппарата МВД России. НЦБ Интерпола – орган по сотрудничеству правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции (Интерпола).
Приказом МВД России от 9 марта 1997 г. № 137 НЦБ Интерпола было переведено в непосредственное подчинение Министру внутренних дел РФ по вопросам организации межведомственного сотрудничества в рамках Интерпола, а также обеспечения экономической безопасности РФ от проявлений организованной преступности и иных преступных посягательств, носящих международный характер.
Главными задачами этой организации являются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
Через Интерпол может быть объявлен и международный розыск. Все запросы, которые направляются в НЦБ Интерпола, должны быть максимально полными и содержать исчерпывающую информацию о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения.
- Характеристика отдельных видов коллекций и картотек
- Особенности допроса несовершеннолетних
- Процессуальный порядок и тактика очной ставки
- Процессуальный порядок и тактика предъявления лица для опознания
- Формы использования специальных познаний при расследовании преступлений
- Подготовительный этап назначения судебной экспертизы
- Характеристика отдельных видов криминалистических учетов
- Понятие трасологии
- Прекращение уголовного дела или уголовного преследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу