Объект, предмет, задачи и методы семейной педагогики

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно научно обоснованные знания позволяют решать вопросы воспитания личности.

Семейная педагогика как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась относительно недавно. Объектом семейной педагогики выступает состояние и основные тенденции развития семьи как института воспитания.

Задачи семейной педагогики:

  • разработка теоретических проблем семейного воспитания;
  • изучение опыта семейного воспитания;
  • внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
  • исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
  • обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.

Предмет семейной педагогики – это сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становлении личности ребенка.

Методы семейной педагогики делятся на 2 группы:

  • методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;
  • исследовательские методы (методы педагогического исследования), которые используются для изучения семьи как воспитательного института.
Изучение семьи вызывает определенные трудности, так как она представляет собой относительно замкнутую ячейку общества.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С их помощью идет сбор фактического материала, характеризующего семью и домашнее воспитание в целом.

Методы изучения семьи можно представить тремя группами:

  • методы изучения педагогического опыта (эмпирические методы);
  • методы теоретического исследования (теоретические методы);
  • математические методы.

Рассмотрим группу методов эмпирического познания педагогических явлений – это традиционно-педагогические методы такие, как наблюдение, беседа, педагогический консилиум, метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опыта работы, педагогический эксперимент и др.

В ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие.

Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свой внутренний мир. Также к эмпирическим методам исследования относят такие социологические методы, как опросы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия.

Таким образом, методы эмпирического познания служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования – моделирование, построение идеализированных объектов.

Моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования (методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных).

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков педагогики, общих и специальных работ по педагогике, периодической педагогической печати, художественной литературы.

Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – это шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в семейной педагогике. Следует отметить, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон семейного воспитания. Для всестороннего же его изучения применяется совокупность рассмотренных методов исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)