Объект, предмет, задачи и методы семейной педагогики
Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. Именно научно обоснованные знания позволяют решать вопросы воспитания личности.
Задачи семейной педагогики:
- разработка теоретических проблем семейного воспитания;
- изучение опыта семейного воспитания;
- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;
- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и педагогов.
Предмет семейной педагогики – это сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становлении личности ребенка.
Методы семейной педагогики делятся на 2 группы:
- методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;
- исследовательские методы (методы педагогического исследования), которые используются для изучения семьи как воспитательного института.
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. С их помощью идет сбор фактического материала, характеризующего семью и домашнее воспитание в целом.
Методы изучения семьи можно представить тремя группами:
- методы изучения педагогического опыта (эмпирические методы);
- методы теоретического исследования (теоретические методы);
- математические методы.
Рассмотрим группу методов эмпирического познания педагогических явлений – это традиционно-педагогические методы такие, как наблюдение, беседа, педагогический консилиум, метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опыта работы, педагогический эксперимент и др.
В ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специально созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в процесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие.Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспериментатора в свой внутренний мир. Также к эмпирическим методам исследования относят такие социологические методы, как опросы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия.
Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования – моделирование, построение идеализированных объектов.
Моделирование выступает как общий метод познания на всех этапах педагогического исследования (методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных).
Для сбора и обработки полученного фактического материала применяются математические методы – это шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в семейной педагогике. Следует отметить, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон семейного воспитания. Для всестороннего же его изучения применяется совокупность рассмотренных методов исследования.
- Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание личности ребенка
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
- Понятие о семейном воспитании
- Материнская и патериальная депривация
- Сенсорная депривация
- Депривация и ее последствия
- Неполная семья как особый вид родительско-детских отношений
- Пограничные семьи
- Семьи со скрытой формой неблагополучия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу