О феномене времени

Описание ряда психосоматических проявлений, характеризующих пребывание центра осознания на каждом из логических уровней, будет существенно неполным, если не рассмотреть такой важный аспект, каким является феномен времени.

Сперва определим, о каком именно времени идет речь в каждом конкретном случае.

В рамках линейного подхода, расчленяющего отражение на элементы цепочки «объект отражения» – «процесс отражения» – «отраженный образ», можно говорить о:

  • времени «объективном» («внешних часах»), которое определяется относительно некоторых «внешних» регулярных процессов (колебаний маятника, движения небесных тел и т. д.);
  • времени «субъективном» («внутренних часах»), соответствующем субъективной оценке продолжительности того или иного временного промежутка;
  • скорости прохождения ощущений, т.е. времени, необходимом для формирования образа отражаемого объекта и выработки отреагирования на такой сигнал.

Может показаться, что «субъективное время» всегда задается вечно изменчивой и в первом приближении правильно периодической «внешней» реальностью – сменой темного и светлого времени суток, суточными колебаниями температуры и т.д. Это не так.

Интересно
Многочисленные эксперименты, проводившиеся в условиях полной изоляции от внешних раздражителей, показали, что психосоматическое единство человеческого существа само по себе задает некоторый ритм его активности, служащий «внутренним» эталоном восприятия времени. Так и должно быть, ведь все проявления человеческого существа – начиная с субклеточных – пронизаны собственными циклическими процессами, имеющими свою элементарную продолжительность.

Это очевидный факт. Интересно и важно другое: «внутренние часы» работают неравномерно – иногда секунды тянутся, как часы, а иногда часы проносятся, как мгновения. Как это связано с логическими уровнями сознания?

Для дальнейшего обсуждения особенно интересны эксперименты, проведенные французским ученым Мишелем Сефиром. Он использовал пещеры Приморских Альп глубиной более одного километра, куда на длительный срок опускались исследователи, не имевшие в своем распоряжении никаких «внешних» эталонов времени.

На такой глубине не ощущаются не только колебания освещенности, но и температурные перепады суток – всегда сохраняются одни и те же климатические условия. Тем не менее, добровольцы жили в суточном ритме активности – вот только продолжительность этих суток не совпадала с принятой на поверхности и обусловленной вращением Земли.

Определимся качественно. «Субъективно» время «замирает» явственнее всего в состояниях долгого ожидания или скуки. Они легко могут быть отождествлены с пребыванием центра осознания на первом логическом уровне. На глубинных уровнях (например, в состояниях увлеченной работы, сосредоточенного размышления или медиативного транса) время «субъективно» летит стремительно. Где-то между этими крайностями ход «внутренних» и «внешних» часов совпадает.

Опираясь на многочисленные наблюдения, проведенные в ходе семинаров и индивидуальной работы, можно выстроить следующую детальную картину.

Пусть tвр1 – «объективное» время, t0 – скорость прохождения ощущений, tвр2 – «субъективное» время;

  • на первом логическом уровне сознания (когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?»), вектор внимания направлен вовне:

Ā+ =1(0)

Ā- = 0

восприятие и сознание точечны и фрагментарны), субъективное время «запаздывает» по сравнению с объективным:

tвр2 > tвр1,

что легко объяснимо, поскольку этот уровень не фиксирует динамику реальности, восприятие «застревает» на отдельных точечных, не связанных между собой ощущениях (фактах);

– на втором логическом уровне сознания (когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?») мы сталкиваемся с тем, что можно назвать обыденным восприятием времени: «внутренние часы» работают в том же ритме, что и «внешние».

Это и понятно: во-первых, здесь начинает восприниматься именно динамическая составляющая реальности, как раз на динамике и сосредоточено внимание человека, который, во-вторых, не воспринимая самого себя как отдельную реальность, становится как бы частью этой динамики, сливаясь с ней; вектор внимания по-прежнему направлен исключительно вовне, хотя и сквозь внешний уровень хаотических точечных ощущений:

Ā + =1(1)

Ā – = 0.

Это уровень принципиально линейной процессуальности, линейно­сти как таковой, где естественным образом

tвр2 = tвр1

  • на третьем логическом уровне сознания, что внешне отслежива­ется по возникновению первых признаков транса и перенесении темы вербальных высказываний на себя, свои возможности и умения (когни­тивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»), вектор внимания разде­ляется:

Ā + = 2/3 (1,2)

Ā- = 1/3,

возникают первые признаки нелинейности), «внутренние часы» на­чинают «замедляться» относительно «внешних»:

tвр2 < tвр,

Кажется, что прошло полчаса, а «на самом деле» – час и т. п. Явления нелинейности сознания, выражающиеся здесь в рамках составления векторно-линейных по своей природе навыков «искажают» строго линейный процесс «физического» времени – мы впервые сталкиваемся с тем, что можно назвать временем «психологическим» (или, точнее, «психосоматическим»);

  • далее, на четвертом уровне (когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?»), характеристики вектора внимания:

Ā+ =1/2 (1,2,3)

Ā – = 1/2

и пятом (когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?», характеристики вектора внимания:

Ā + = 1/3 (1,2,3,4)

Ā – = 2/3

рассогласование «внутренних» и «внешних часов» стремительно нарастает:

tвр2 << tвр1:

«Как быстро бежит время!» – восклицаем мы.

  • в глубоких же трансовых состояниях, на шестом и седьмом логических уровнях сознания происходит качественный скачок – «субъективное» время будто бы исчезает, теряет свой привычный смысл.

Когда задается вопрос, сколько времени прошло во «внешнем» про­странстве, человек не знает, что и ответить: может быть, несколько часов а, может быть, и несколько секунд. Он будет говорить о некоторых состояниях и даже о какой-то динамике, но эта динамика не происходит во времени, она никак не соотнесена с «внешней» временной шкалой. И это тоже понятно -вектор времени полностью направлен вовнутрь собственного существа – на шестом логическом уровне:

Ā + = 0

Ā – = 1 (7)

и на седьмом логическом уровне:

Ā + = 0

Ā – = 1 (0)

Таким образом, на первых порах мы не можем здесь соотнести «внешнее» и «внутреннее» время:

tвр2  = ?

Теперь представляется возможным средствами элементарной математики описать изменение восприятия человеком времени в разных состояниях его существа, т. е. на разных логических уровнях сознания. Пусть tвр1  – «объективное» время, т. е., говоря более строго, скорость течения времени в соответствии с «внешними» природными маркерами, a tвр2 – «субъективное» время, т.е. ощущение продолжительности тех же временных промежутков в соответствие с «внутренними часами», тогда отношение

К= tвр2 / tвр1

будет показывать, во сколько раз фиксация продолжительности некоторого временного интервала, предпринятая при помощи разных способов отсчета, отличается между собой. Примем для удобства продолжительность такого интервала, зарегистрированного по «внешним часам», равной единице:

tвр2 =1⁶,

тогда

K= l / tвр2

Изобразим полученную зависимость графически – перед нами хорошо известная гипербола (рис. 7).

Именно установление зависимости отражения времени от логического уровня осознания, на котором в данный момент находится человек (сегодня мы говорим: центр осознания), послужило отправной точкой психосоматических исследований (эта закономерность была выявлена в ходе семинаров, посвященных формированию стратегий эффективности, которые проводились в начале 90-х гг. А. Минченковым и Е. Диновым).

По существу, это уже второй качественный скачок – первый наблюдается при переходе на третий логический уровень сознания, когда мы начинаем наблюдать «психосоматическое» течение времени. Отметим, что оба скачка связаны с преодолением барьерных мембран, разделяющих проявления личности, собственно личность и ядро личности.

Следует отметить, что какие-либо неравномерности потока «объективного» времени на этом этапе изложения могут не рассматриваться. Это могут быть колебания «плотности» глобальных природных процессов, связанные с цикличностью универсального уровня, а также релятивистские эффекты – и те, и другие действуют равно на «объективное» и «субъективное» время как некий регулярный фактор.

Окрестности точки со значением

k= I, tвр2 = tвр1

соответствуют «субъективному восприятию времени на втором логи­ческом уровне;

при значениях k < 1, tвр2 > tвр1

мы оказываемся в зоне первого логического уровня сознания;

при к > 1 tвр2 < tвр1

последовательно в зонах третьего, четвертого и пятого уровней;

при к >> 1,

или, что тоже самое

tвр2 << tвр1

точка осознания пребывает на шестом и седьмом уровнях, в зоне глу­бокого медитативного транса, где «внутреннего» течения времени практически нет, – говоря языком эзотерики, мы можем сказать, что на смену времени приходит вечность.

Интересно
В экспериментах Мишеля Сефира добровольцы жили в суточном режиме, но то, что они считали сутками, на поверхности соответствовало 36-72 часам. Теперь мы можем объяснить, почему так происходило: лишенные внешних раздражителей, находясь в состоянии постоянного «сенсорного голода», они погружались в глубь собственного существа, на те логические уровни сознания (третий и четвертый), где субъективное время замедляется.

Как же с этим описанием связана третья составляющая линейного представления процесса отражения времени – скорость прохождения ощущений? Для того чтобы, ответить на этот вопрос, вдумаемся в психосоматический смысл величины К – коэффициента пропорциональности между скоростями течения времени «вне» и «внутри» человеческого существа. Это и есть скорость прохождения ощущений, точнее:

t₀ = n к,

где n – некоторый постоянный коэффициент, зависящий от размерности выбранных единиц измерения.

Иными словами, на более глубоких логических уровнях сознания скорость прохождения ощущений возрастает.

Подчеркнем, что говоря о скорости прохождения ощущений, мы имеем в виду не скорость распространения нервных импульсов и не иные периферические процессы, изолированные от центральных механизмов анализа и обобщения, – речь идет о времени, которое занимает сумма собственно отражения, дальнейшей переработки отраженных образов, оценки ситуации, целеполагания, определения средств достижения цели, и, наконец, действие.

Ничего не меняется от того, что, вследствие пребывания центра осознания на внешних логических уровнях, в подавляющем большинстве случаев это происходит в существенной степени бессознательно – все равно работа на глубинных логических уровнях происходит, но она не подконтрольна организующему влиянию сознания.

Теперь представим, что Центр осознания перенесен вглубь, ветви отражения и отреагирования сомкнулись, инструментарий уровней выработки решений и высшей интеграции мобилизован и, кроме того, хорошо структурирован – мы получим одну картину; другая же будет, если центр осознания находится на внешних уровнях, но вынужден (через «слепые» бессознательные механизмы) задействовать инструментарий глубинных уровней.

Как мы знаем, мастер во время боя должен находиться в состоянии глубокой медитации (сатори, если пользоваться японской терминологией), т. е. на пятом и более глубоких уровнях сознания. Тогда он получает несомненное преимущество над противником, пусть тот и знаком с техникой боя.

У мастера существенно выше скорость прохождения ощущений, что проявляется не только в скорости реакции и в скорости нанесения ударов, но и в восприятии картины боя в целом, в умении стремительно оценивать ситуацию и выбирать тактику и стратегию боя применительно к общему видению происходящего. Бой для такого мастера может превратиться в нечто совершенно неожиданное – он реагирует «по вдохновению», а это и есть форма описания состояния на глубинных логических уровнях.

Следует разобраться, о каком сознании мы говорим, когда речь идет о пребывании центра осознания на том или ином логическом уровне сознания. Все происходящее воспринимается на глубинных уровнях целостно; этапы формирования и обработки отраженных образов, оценки ситуации, целеполагание и определение средств достижения цели вплетены в такое интегральное восприятие, смыкаются с ним и, кроме того, разворачиваются нелинейно – здесь нет никакой последовательности шагов, свойственной обычному мышлению третьего логического уровня.

Поэтому такое осознание, выступающее в виде «картинок» и телесных метафор, где «начало» сомкнуто с «концом» очень затруднительно поддается вербализации и анализу post factum средствами линейного мышления.

Введем понятие зоны осознания. Эта та часть окружения (объекты, одушевленные и неодушевленные, явления, процессы и т. д.) человеческого существа, которая субъективно воспринимается им как собственная неотъемлемая часть, – так художник воспринимает в момент творчества кисть, музыкант – скрипку и льющуюся музыку, мать – дитя, всадник – коня и т. д.

Все части зоны осознания включаются в психосоматическое единство человека, в сложные телесные метафоры и, с точки зрения всех субъективных проявлений, а также возникающей структуры, неотличимы от органически присущей ему (самый простой пример – одежда и макияж: будучи явно «сторонними» по отношению к природной данности человека, они всегда осознаются как слитые с ней).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)