Нововведение, как объект инновационного управления

По мнению большинства ученых, инновации основываются на новшествах, или нововведениях. В научной и практической деятельности их принято называть – новациями. Нововведения, таким образом, характеризуют процесс, в ходе которого происходит замена старого объекта новым. Они обеспечивают технологический, управленческий и социально-экономический прогресс человечества.

Исследователи инновационных процессов считают, чтобы стать инновацией, новшество должно быть применено практически. То есть инновация – это конечный результат освоения новшества, позволяющий получить научно- технологический, экономический, социальный и иной значимый эффект.

В свою очередь, под нововведениями и изменениями в поведении понимается процесс обновления (преобразования), основанный на внедрении инноваций в организационные процессы.

Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики.

Объем знаний, которыми владеет человечество, удваивается примерно каждые пять-семь лет, соответственно этому удваивается и количество новых ситуаций, требующих адекватного решения. Это приводит к возрастанию важности задач управления преобразованиями.
Совершенствование любого объекта – это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового.

В экономической теории, первоначально, сложились два наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический взгляд. 

Кейнсианский взгляд.
Концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту выдвинул американский ученый У. Ростоу. Понятие понималось как синоним высоких темпов роста.

В дальнейшем, была сформулирована теория «большого толчка». Идею выдвинули П. Розенштейн и А. Родан. Развитие связывалось с глубокими структурными изменениями, происходящими в основных отраслях народного хозяйства. Отличное понимание представили американские ученые X. Ченери, М. Бруно, А. Страут. Развитие трактовалось ими, как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости.

Неоклассический взгляд.
Позиция представлена на основе моделей У. Льюиса, Г. Мюрдаля, Р. Солоу.
В разработанных концепциях процесс развития формулировался, как совокупность стадий экономического роста, через которые должна пройти любая система.

Основой происходящих процессов выступала конструктивная роль свободных рынков. Доказывалась теория необходимости либерализации экономики, ее внешней открытости, приватизации собственности, институциональной перестройке.

Концепция эндогенного роста, или новая теория роста.

Концепция сформулирована, в конце ХХ века, в противовес неоклассическим теориям экономического развития. Главной основой теории выступает обоснование необходимости усиления регулирующей роли государства в хозяйственных процессах.

Концепция устойчивого экономического развития.
Развитие призвано обеспечивать воспроизводство всех факторов производства и экономической системы в целом. Развитие возможно только путем инициации и распространения инноваций, которые выступают как материализованная информация. В ходе развития процесс появления нового идет непрерывно.

Информация дает человеку толчок к деятельности в новом направлении,обеспечивая переход на новый цивилизационный уровень.

По мнению исследователей, новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде.

Это проявляется, прежде всего, в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет состязание не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций.

Следовательно, коммерциализация результатов научных исследований – основной и важнейший аспект сегодняшней проблематики всего инновационного процесса. Смысл этого процесса заключается в эффективном практическом применении результатов научных исследований и разработок с достижением приоритетной цели – обеспечение вывода на рынок продуктов, работ, услуг или процессов с максимальным коммерческим эффектом.

Конечная точка коммерциализации считается достигнутой, если продукт успешно выведен на рынок, обеспечен порог безубыточности, т.е. доход от реализации превышает все операционные расходы.

При этом коммерциализация может быть выражена в запуске новых бизнес-проектов для коммерческого использования технологий либо для продажи бизнес-сообществу лицензий на их использование, а также в эксплуатации технологий путем предоставления услуг, включая техническое проектирование, консультирование, обслуживание, аналитические и экспертные услуги и оценки, проведение исследований по контрактам.

Необходимым условием реализации инновации является коммерческая поддержка со стороны потенциальных инвесторов, производственных предприятий или центров трансферта. Основная форма продвижения инноваций в современных условиях с позиции заинтересованности в развитии и применении новых технологий – это коммерциализация технологий.

При этом необходимо заранее с участием непосредственно инвесторов или партнеров осуществлять оценку выгодности вложений в инновационный проект, срока окупаемости и
перспективы получения в дальнейшем прибыли от внедрения инноваций. Итак, выполнение этого условия позволит не только поднять качество продукции и улучшить методы работы, но и занять лидирующие, передовые позиции на рынке.

Отличительными чертами такого процесса эффективной коммерциализации являются:
поддержка на всех этапах жизненного цикла инновации, начиная с разработок, а не только на этапе реализации готовой продукции, за счет рефинансирования из прибыли от продаж, включая оценку степени риска и реализацию мероприятий по его снижению;
разработка взаимосвязанных продуктовой и маркетинговой стратегий процесса;
смещение экономических акцентов управления с правовых на эффективные;
установление оптимального и рационального баланса между затратами на создание, внедрение и продвижение инновации;
создание эффективной, стимулирующей системы вознаграждения инноваторов на первом этапе на основе резерва из внутреннего бюджета или за счет внешнего финансирования, а в последующем – за счет рефинансирования, осществляемого в процентах от объемов продаж результатов научной деятельности;
обеспечение непрерывности процесса и грамотного управления, усиление функций внутреннего маркетинга (аудита интеллектуального капитала);
формирование оптимальной базы знаний для создания информационной системы поддержки и управления результатами научной деятельности.

Для дальнейшего совершенствования механизма эффективной коммерциализации результатов научных исследований целесообразно сформулировать следующие мероприятия:
совершенствование государственной финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок посредством осуществления государственного кредитования, государственных гарантий на получение банковских кредитов, налоговых льгот, ускоренной амортизации, экспортно-импортных квот на поддержание национального наукоемкого продукта;

снятие или снижение барьеров и ограничений таможенного законодательства, мешающие развитию центров исследований и разработок в сфере фармацевтики;

снятие (снижение) барьеров и ограничений налогового законодательства;

стимулирование частных инвестиций посредством создания патентных и венчурных компаний;

стимулирование частно-государственного партнерства в сфере инвестирования инновационных проектов;

поддержка национальных производителей инноваций на основе создания программы развития национальных брендов, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса;

отбор высокорентабельных инноваций для эффективной коммерциализации;

разработка механизма инновационного посредничества между инноваторами и производственными сообществами и бизнес сообществами;

государственная финансовая поддержка на первых стадиях инновационного процесса, участие в формировании объекта результатов научной деятельности с доведением до опытного освоения;

долевое участие государства в создаваемых предприятиях в качестве гаранта стабильности, софинансирование;

обеспечение соответствующей квалификации «инновационных кадров»как необходимое условие, позволяющее снизить риски невыполнения инновационных проектов. Производить новые знания с помощью эффективной системы компетентного обучения;

вложение средств в развитие персонала как со стороны самого предприятия, применяя мотивационные схемы, так и со стороны заинтересованного государства;

комплексное инвестирование кластерных проектов в рамках взаимодействия регионального и федерального бюджетов посредством администрирования федеральных субсидий, создание собственных статей в региональных целевых и адресно-инвестиционных программах с учетом льгот для резидентов и в целях распространения опыта;

создание государственной «инновационной инфраструктуры» и условий для осуществления эффективной коммерциализации;

финансирование научных исследований на конкурсной основе;

интеграция политики в области науки и технологий с промышленной политикой;

расширение кооперации ученых и индустрии (предпринимателей и исследовательских институтов);

стимулирование трансферта инноваций;

создание и развитие новых холдинговых компаний.

Взаимодействие научной деятельности и эффективной коммерциализа-ция обеспечивает соблюдение всех интересов конкретных экономических субъектов. Производственные и бизнес сообщества, осуществляющие эффективную коммерциализацию результатов научных исследований, прежде всего, преследуют цель – достижение прибыльности от внедрения инноваций.

Потребители же новой «инновационной» продукции, товаров, работ, услуг ориентированы на всестороннее удовлетворение своих собственных потребностей.

Сделаем краткое обобщение понятийного аппарата, который будет использоваться при изучении дисциплины.

Инновации – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.

Инновационные инвестиции – вложения в нематериальны активы, обеспечивающие внедрение научных и технических разработок в производство и социальную сферу.

То есть вложение капитала в новшества, которые приводят к качественным и количественным улучшениям производственной, и иной деятельности.

Нематериальные активы – определенная группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода) и способностью отчуждения, используемых в течении длительного срока, но не имеющих физического содержания.

Нематериальные активы подразделяются:

На интеллектуальную собственность. Гуд-вилл, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Товарные знаки, наименования мест нахождения товара, фирменные наименования, знаки обслуживания, секреты производства, программы ЭВМ. Базы данных, авторские и смежные права, лицензии на виды деятельности. И др.

Имущественные права. Права пользователя природными ресурсами (земля, вода, недра). Права на имущество (здания, сооружения, оборудование). И др. Отложенные (капитализированные затраты). Затраты на опытно-конструкторские и иные разработки.

Инновации различаются в зависимости от сфер деятельности:
Производственные.
Управленческие.
Экологические.
Социально-политические.
Государственно-правовые.
В духовной сфере.

Классификация инноваций:
По области применения (промышленность, управление, социальные).
По этапам научно-технического прогресса, результатом которого стали
инновации (научные, конструкторские, информационные, производственные).
По степени интенсивности (массовая, равномерная, слабая). По темпам осуществления инноваций (быстрые, затухающие, нарастающие, равномерные и др.).
По масштабам (национальные, региональные, крупные и др.).
По результативности (низкая, высокая, стабильная).
По эффективности (социальная, экономическая, экологическая).
По причинам возникновения (реактивные, стратегические).
Классификатор систем управления инновациями:
По широте воздействия и масштабности (локальная, глобальная).
По степени радикальности (базисная, улучшающая).
По источникам идей (открытие, изобретение).
По видам новшеств (технологическая, конструкторская).
По способам замещения существующих аналогов (свободное, системное).
Инновационный проект – представляет собой:
деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса
каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;
система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов,
необходимых для осуществления действий;
процесс осуществления инновационной деятельности;
в целом – сложная система взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

В теории управления проектами существуют следующие значения таких категорий, как «проект», «инновационный проект» и «управление проектом».

Понятие «проект» происходит от латинского «projectus», что означает «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд».

В исследованиях Ю.И. Попова и О.В. Яковенко даются следующие определения проекта с экономических позиций:
– предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта;
– предприятие с определёнными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.

А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова и В.А. Якимович формулируют следующие определения проекта:
деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определённых целей;

система технических, организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012 формулирует следующие критерии проекта:
состоит из уникального набора процессов, включающих координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели;

каждый проект уникален, так как разница может проявиться в результатах достигаемых проектом; стейкхолдеры оказывают влияние на проект, используемые ресурсы, и способы адаптации процессов для достижения результатов;

управление проектами – это применение методов, инструментов, техник и компетенцией к проекту;

управление проектами включает интеграцию различных фаз жизненного цикла проекта;

процессы, выбранные для использования в проекте, должны быть выстроены на системной основе;

результаты проекта регулярно оцениваются в ходе его реализации для соответствия требованиям заинтересованных участников.

Основываясь на текущих возможностях организации, может быть разработан список возможностей. Эти возможности могут быть оценены для поддержки осведомленного принятия решений руководством для выявления подходящих проектов, которые смогли бы преобразовать некоторые или все эти возможности в выгоды.

Такие возможности могут относиться, например, к новым потребностям на рынке, актуальной организационной потребности или требованиям регуляторов. Возможности зачастую оцениваются через набор операций, которые обеспечивают формальную авторизацию для старта нового проекта. Обычно организации выявляют и назначают Куратора проекта для балансировки целей проекта и выгод.

Цели проекта и выгоды достигаются в результате уточнения инвестиций в проект, например, в виде бизнес-плана и это может быть основанием для расстановки приоритетов при выборе возможностей.

Процесс оценки может включать множество критериев, включая инвестиционную оценку и качественную оценку, например, соответствие стратегическим целям, социальную значимость или влияние на окружающую среду и может отличаться от проекта к проекту.

Общими для всех проектов признаками являются:
направленность на достижение конкретных целей;
координированное выполнение взаимосвязанных операций;
ограничения по времени и ресурсам;
уникальность (неповторимость).

Проект является разновидностью экономической системы, как совокупности взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ.

Одним из важнейших признаков классификации экономических систем является:
форма собственности;
способ координации экономической деятельности.
Выделяют следующие типы экономических систем:
традиционная;
административно-командная; рыночная;
смешанная.

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением. В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы.

Выступая в качестве разновидности социально-экономической системы, проект относится к классу открытых систем по следующим характеристикам:

– открыт для обмена информацией, которая обеспечивает его жизнеспособность;
– входные параметры могут быть заданы в неявной форме и возможны варианты восприятия их проектом как системой;
– на выходе проекта желаемые результаты могут быть получены с той или иной степенью вероятности;
– процессы, происходящие внутри проекта как системы, не являются однажды заданными, их направленность, интенсивность могут меняться в интересах достижения проектных целей.

В отличие от общего планирования, проект представляет собой однократную неповторяющуюся деятельность. Несмотря на это, проектный подход все чаще применяется к процессам, имеющим долгосрочный и непрерывный характер. В этом случае стоит учитывать, что проект существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конкретного результата.

С точки зрения системного подхода, проект – ограниченное по времени организованное определённым образом целенаправленное изменение отдельной системы, ограниченное бюджетом всех видов ресурсов и содержащее конкретные требования к параметрам конечного результата.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять.

Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта – специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект Таким образом, проект как социально-экономическая система имеет следующие признаки, которые должны учитываться в целях эффективного управления:

– наличие активного человеческого элемента;
– стохастичность поведения;
– трудности определения предельных возможностей системы;
– способность изменять структуру, сохраняя целостность и жизнеспособность;
– способность формировать варианты поведения; – способность адаптироваться к изменяющимся условиям (внешним и внутренним управляющим воздействиям).

Классификация инноваций предусматривает распределение инноваций на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели.

Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В отечественной литературе приводятся различные классификации инноваций.

А.Н. Цветков предлагает классификацию новшеств и научно-технических нововведений на основе различных признаков. Цветков считает, что новшество и нововведение – различные экономические категории.

«Нововведение – это процесс. В основе этого процесса – практическая реализация какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса», – пишет он.

И.Т. Балабанова утверждает, что новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие, происходят от одного английского слова innovation, т.е. инновация.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на следующих классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С позиции структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

инновации «на входе» в предприятие;
инновации «на выходе» из предприятия;
инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.
Экономическая теория различает пять типов инноваций:

введение нового продукта;
введение нового метода производства;
создание нового рынка:
освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов:
реорганизация структуры управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)