Нормативно-правовое обеспечение преференциального режима осуществления предпринимательства в моногородах

Особенности нормативно-правового преференциального режима хозяйствования в моногородах, в основном, закреплены следующими федеральными законами: “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и “О территориях опережающего социально-экономического развития”.

Законодательное регулирование деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» рассмотрено далее.

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, особая экономическая зона это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 ФЗ об ОЭЗ).

Для приобретения индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией статуса резидента ОЭЗ и внесения соответствующей записи в реестр резидентов Закон об ОЭЗ предусматривает заключение с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности на территории таких зон.

Данное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность на территории ОЭЗ, а другая сторона (орган управления ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре.

Предметом соглашения о ведении предпринимательской деятельности является осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности, в число которых входит:

  1. промышленно-производственная деятельность – производство и (или) переработка товаров (продукции), их реализация; деятельность по логистике – оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  2. технико-внедренческая деятельность – инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем. А также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  3. туристско-рекреационная деятельность – деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан. А также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  4. портовая деятельность – осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:
  5. складирование, хранение товаров, и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ;
  6. снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;
  7. производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий и т.д.

Исходя из предмета соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, можно выделить четыре вида соглашения:

  • об осуществлении промышленно-производственной деятельности,
  • об осуществлении технико-внедренческой деятельности,
  • об осуществлении туристско-рекреационной деятельности,
  • об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ.

Основные понятия, используемые в ФЗ от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. (Статья 2 ФЗ).

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации. (Статья 3).

Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает (Статья 2 ФЗ):

  1. перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;
  2. минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  3. положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
  4. описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;
  5. при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом. По согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления (Статья 3 ФЗ).

Перечень необходимых документов:

  • прогнозный анализ социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозная оценка динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;
  • экономико-географические характеристики территории опережающего социально-экономического развития;
  • оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;
  • сведения о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития (Статья 4 ФЗ).

Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов. Предусмотрено финансирование и из внебюджетных источников финансирования.

Обязательства Российской Федерации по финансированию размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития могут исполняться посредством:

  • внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, сто процентов акций которой принадлежит Российской Федерации и которая осуществляет финансирование размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития;
  • предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования;
  • использования иных механизмов проектного финансирования;
  • использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации способов.

Обязательства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и исполняются посредством:

  1. внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании;
  2. передачи в собственность управляющей компании движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  3. использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации способов.
  4. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития (Статья 26 ФЗ):
  5. Решение о подготовке документации по планировке территории опережающего социально-экономического развития принимает уполномоченный федеральный орган.

Документация по планировке территории опережающего социально-экономического развития подготавливается управляющей компанией. Документация по планировке территории опережающего социально-экономического развития утверждается без проведения публичных слушаний.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории опережающего социально-экономического развития допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

Вид разрешенного использования земельных участков устанавливается в соответствии с документацией по планировке территории опережающего социально-экономического развития.

До выдачи разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, подготовительные работы могут выполняться с момента представления проектной документации, подготовленной в отношении объектов капитального строительства, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, в целях проведения экспертизы такой проектной документации.

Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство, устанавливается уполномоченным федеральным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Для получения разрешений на строительство линейных объектов, необходимых для создания территорий опережающего социально-экономического развития, и на ввод таких объектов в эксплуатацию предоставление градостроительных планов земельных участков не требуется.

При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применяются и уполномоченный федеральный орган проводит проверку соответствия проектной документации необходимых для создания территорий опережающего социально-экономического развития объектов проектам планировки территории и проектам межевания территории.

Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд (Статья 28 ФЗ):

Принудительное отчуждение земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.

Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе проведение по поручению уполномоченного федерального органа оценки изымаемого недвижимого имущества, осуществление необходимых кадастровых работ, проведение переговоров с правообладателями изымаемого недвижимого имущества.

Отчет об оценке подготавливается оценщиком по заказу уполномоченного федерального органа, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.

Особенности резервирования земельных участков (Статья 29 ФЗ):

До принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе принять решение о резервировании данного земельного участка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)