Низкотемпературные свойства

Низкотемпературные свойства – один из важнейших эксплуатационных показателей.

В технических документах на дизельное топливо низкотемпературные свойства нормируют тремя показателями:

  • температурой застывания, от которой зависит прокачиваемость топлива по трубопроводам, легкость проведения сливных и наливных операций, т. е. температурный порог использования;
  • предельной температурой фильтруемости и температурой помутнения, от которых зависит прокачиваемость через холодные фильтры, надежность работы дизеля;
  • содержанием воды.

Очень сильное влияние на температуру плавления углеводородов оказывает их строение: углеводороды одинаковой молекулярной массы, но различного строения могут иметь значительные расхождения в температурах плавления.

Наиболее высокие температуры плавления имеют парафиновые углеводороды с длинной неразветвленной цепью. Именно эти углеводороды в первую очередь выпадают при понижении температуры.

Ароматические и нафтеновые углеводороды плавятся при низких температурах, однако те из них, которые имеют длинную неразветвленную боковую цепь, плавятся при более высоких температурах.

По мере разветвления цепи парафинового углеводорода или боковой парафиновой цепи, присоединенной к ароматическим или нафтеновым кольцам, температура плавления углеводородов снижается.

Для обеспечения требуемых температур помутнения и застывания в дизельные топлива вводят депрессорные присадки. Добавление сотых долей присадки позволяет снизить предельную температуру фильтруемости на 10–15°С, а температуру застывания – на 15–20 °С.

Введение присадок не влияет на температуру помутнения. Это связано с механизмом действия депрессорных присадок, заключающемся в сорбции молекул присадок на поверхности кристаллов и н-алканов и предотвращение их дальнейшей агрегации.

Образование кристаллов при низких температурах может быть вызвано присутствием воды, которая попадает в дизельное топливо в результате наливных операций.

До 2015 г. нефтеперерабатывающие заводы России производили несколько марок дизельных топлив по ГОСТ 305–82: для быстроходных мало- и среднеоборотных дизелей.

Его дифференцировали на следующие марки:

  • летнее (Л) – эксплуатировали при температуре воздуха не ниже 0 °С, в его обозначении указывали количество серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
  • зимнее (З) – эксплуатировали при температурах не ниже –20 °С, в обозначении указывали количество серы и температуру застывания, например, З-0,05 (–25°С);
  • арктическое (А) – эксплуатировали до –50 °С, в обозначении указывали количество серы и температуру застывания, например, А-0,05 (–50 °С).

С 1 января 2015 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации был введен в действие новый ГОСТ 32511–2013 (EN 520:2009) «Топливо дизельное ЕВРО.

Технические условия», который был разработан на основе ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и гармонизирован с европейским региональным стандартом EN 590:2009 + Ф1:2010 «Automotive fuels – Diesel – Requirements and test methods» (ЕВРО-5).

Европейские стандарты разделяют марки дизельного топлива по температурно-климатическим зонам применения: Class A–F для температур от +5 до –20 °С, Class 0–4 для температур от –20 до –44 °С С 2016 г. в Евросоюзе ввели Евро-6 – стандарт экологически чистого топлива.

По своим требованиям стандарт Евро-6 близок к действующему с 2010 г. в США экологическому стандарту EPA10 и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых стандартов.

О том, каких «экологических высот» достиг стандарт Евро-6, свидетельствует любопытный эксперимент, проведенный группой итальянских ученых в 2014 г. в рамках проекта «Tobacco Control» под эгидой Всемирной организации здравоохранения.

Они установили, что три зажженные сигареты за 30 мин горения в закрытом гараже объемом 60 м³ выделяют большее количество вредных веществ, чем работающий там же и в течение того же самого времени дизельный двигатель легкового автомобиля класса Евро-6.

При том, что в РФ в 2015 г. введен новый ГОСТ, выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368–2005 не ограничено.

Требования ГОСТ 32511–2013 (EN 520:2009) распространяются на дизельное топливо ЕВРО, предназначенное для дизельных двигателей.

Допускается выпуск в оборот топлива экологических классов:

  • КЗ – содержание серы не более 350 мг/кг;
  • К4 – содержание серы не более 50 мг/кг;
  • К5 – содержание серы не более 10 мг/кг.

В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топливо разделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А).

  • Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяют по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
    • к летнему топливу относят топлива сортов A, B, C, D;
    • к межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F (табл. 2.16).

Низкотемпературные свойства

Для районов с холодным климатом дизельное топливо разделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:

  • к зимнему топливу относят топливо классов 0, 1, 2, 3 (табл. 2.17);
  • к арктическому топливу относят топливо класса 4 (табл. 2.18).

Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных через дефис:

  • ДТ – дизельное топливо;
  • Л (Е, З, А) – условия применения;
  • К2, КЗ, К4, К5 – экологический класс топлива.

Низкотемпературные свойства

Примеры условных обозначений:

  1. Топливо дизельное Евро, летнее, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013:
    ДТ-Л-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013.
  2. Топливо дизельное Евро, межсезонное, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013: ДТ-Е-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013.
  3. Топливо дизельное Евро, зимнее, класса 0 (1, 2, 3), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013:
    ДТ-З-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013.

По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.18.

Низкотемпературные свойства

Низкотемпературные свойства

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)