Низкотемпературные свойства
Низкотемпературные свойства – один из важнейших эксплуатационных показателей.
В технических документах на дизельное топливо низкотемпературные свойства нормируют тремя показателями:
- температурой застывания, от которой зависит прокачиваемость топлива по трубопроводам, легкость проведения сливных и наливных операций, т. е. температурный порог использования;
- предельной температурой фильтруемости и температурой помутнения, от которых зависит прокачиваемость через холодные фильтры, надежность работы дизеля;
- содержанием воды.
Очень сильное влияние на температуру плавления углеводородов оказывает их строение: углеводороды одинаковой молекулярной массы, но различного строения могут иметь значительные расхождения в температурах плавления.
Наиболее высокие температуры плавления имеют парафиновые углеводороды с длинной неразветвленной цепью. Именно эти углеводороды в первую очередь выпадают при понижении температуры.
По мере разветвления цепи парафинового углеводорода или боковой парафиновой цепи, присоединенной к ароматическим или нафтеновым кольцам, температура плавления углеводородов снижается.
Для обеспечения требуемых температур помутнения и застывания в дизельные топлива вводят депрессорные присадки. Добавление сотых долей присадки позволяет снизить предельную температуру фильтруемости на 10–15°С, а температуру застывания – на 15–20 °С.
Введение присадок не влияет на температуру помутнения. Это связано с механизмом действия депрессорных присадок, заключающемся в сорбции молекул присадок на поверхности кристаллов и н-алканов и предотвращение их дальнейшей агрегации.Образование кристаллов при низких температурах может быть вызвано присутствием воды, которая попадает в дизельное топливо в результате наливных операций.
До 2015 г. нефтеперерабатывающие заводы России производили несколько марок дизельных топлив по ГОСТ 305–82: для быстроходных мало- и среднеоборотных дизелей.
Его дифференцировали на следующие марки:
- летнее (Л) – эксплуатировали при температуре воздуха не ниже 0 °С, в его обозначении указывали количество серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
- зимнее (З) – эксплуатировали при температурах не ниже –20 °С, в обозначении указывали количество серы и температуру застывания, например, З-0,05 (–25°С);
- арктическое (А) – эксплуатировали до –50 °С, в обозначении указывали количество серы и температуру застывания, например, А-0,05 (–50 °С).
С 1 января 2015 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации был введен в действие новый ГОСТ 32511–2013 (EN 520:2009) «Топливо дизельное ЕВРО.
Технические условия», который был разработан на основе ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» и гармонизирован с европейским региональным стандартом EN 590:2009 + Ф1:2010 «Automotive fuels – Diesel – Requirements and test methods» (ЕВРО-5).
Европейские стандарты разделяют марки дизельного топлива по температурно-климатическим зонам применения: Class A–F для температур от +5 до –20 °С, Class 0–4 для температур от –20 до –44 °С С 2016 г. в Евросоюзе ввели Евро-6 – стандарт экологически чистого топлива.
О том, каких «экологических высот» достиг стандарт Евро-6, свидетельствует любопытный эксперимент, проведенный группой итальянских ученых в 2014 г. в рамках проекта «Tobacco Control» под эгидой Всемирной организации здравоохранения.
При том, что в РФ в 2015 г. введен новый ГОСТ, выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368–2005 не ограничено.
Требования ГОСТ 32511–2013 (EN 520:2009) распространяются на дизельное топливо ЕВРО, предназначенное для дизельных двигателей.
Допускается выпуск в оборот топлива экологических классов:
- КЗ – содержание серы не более 350 мг/кг;
- К4 – содержание серы не более 50 мг/кг;
- К5 – содержание серы не более 10 мг/кг.
В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топливо разделяют на летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А).
- Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяют по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
- к летнему топливу относят топлива сортов A, B, C, D;
- к межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F (табл. 2.16).
Для районов с холодным климатом дизельное топливо разделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
- к зимнему топливу относят топливо классов 0, 1, 2, 3 (табл. 2.17);
- к арктическому топливу относят топливо класса 4 (табл. 2.18).
Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных через дефис:
- ДТ – дизельное топливо;
- Л (Е, З, А) – условия применения;
- К2, КЗ, К4, К5 – экологический класс топлива.
Примеры условных обозначений:
- Топливо дизельное Евро, летнее, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013:
ДТ-Л-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013. - Топливо дизельное Евро, межсезонное, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013: ДТ-Е-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013.
- Топливо дизельное Евро, зимнее, класса 0 (1, 2, 3), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013:
ДТ-З-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511–2013.
По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.18.
- Характеристика газовых конденсатов и продукции, получаемой из них
- Характеристика природных газов и продукции, получаемой из них
- Нефтяной кокс
- Нефтяные битумы
- Трансформаторные масла
- Масла для гидравлических систем
- Трансмиссионные, индустриальные и прочие масла
- Маркировка API и соответствие отечественных и зарубежных марок моторных масел
- Международная классификация моторных масел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу