Нейропсихологическое исследование нарушений праксиса

Исследованию подвергается способность испытуемого манипулировать предметами, совершать движения.

При оценке идеаторного и идеомоторного праксиса оценивается способность пациента манипулировать реальными предметами (причесаться, расстегнуть и застегнуть пуговицу, завязать шнурки), воображаемыми предметами (показать, как пилят дрова, чистят зубы, размешивают сахар в чашке), а также выполнять символические действия (прощаться, отдать воинское приветствие).

Конструктивный праксис оценивается с помощью методики складывание из палочек по образцу, рисование по вербальному заданию, срисовызание объемных геометрических фигур.

Динамический праксис изучается на основании таких проб как: проба «кулак-ладонь-ребро» (каждая последовательность должна воспроизводится испытуемым 3 раза), проба заданной последовательности движений пальцев по проприоцептивному показу (при закрытых глазах), проба заданной последовательности движений пальцев (постукивание по столу) по зрительному эталону.

Оральный праксис оценивается на основании выполнения простых движений губ и языка, а также с помощью символического орального праксиса (показать, как задувают горящую свечу).

Выделяют несколько нарушений целенаправленных действий (праксиса):

  1. Акинетическая (психомоторная) апраксия обусловлена недостатком побуждения к движениям.
  2. Амнестическая апраксия проявляется нарушениями произвольных движений при сохранении подражательных.
  3. Идеаторная апраксия характеризуется невозможностью наметить план последовательных действий, составляющих сложный двигательный акт при сохранении возможности их случайного выполнения.
  4. Конструктивная апраксия выражается невозможностью составления целого предмета из его частей.
  5. Пространственная апраксия проявляется нарушением ориентировки в пространстве, прежде всего в направлении «правое-левое».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)