Недостатки произношения звуков к, г, х, к’, г’, х’

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях: при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом). Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции г добавляется участие голосовых складок, ослабляется сила выдоха и напряжение органов артикуляции по сравнению с к.

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к’, г’, х’ язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х’ — щель). Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к Нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы..

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого — к шуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.

Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным го и д, которые носят название паракаппацизма и паратаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарин-гальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма).

Нарушения мягких г’, к’, х’ аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к’ и г’.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые — от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

Описанные приемы постановки звуков используются как при функциональной, так и механической дислалии. Постановка звуков при механической дислалии должна предшествовать большая подготовительная работа, чем при функциональных дислалиях. В процессе нее большое внимание уделяется «произносительным пробам», позволяющим выяснить, при каком из укладов органов артикуляции можно получить акустический эффект, наиболее близкий к нормированному звуку.

В разном фонетическом окружении одна и та же фонема реализуется в разных артикуляционных вариантах, поэтому должны отрабатываться наиболее частотные варианты сочетаний.

Условием, способствующим выработки нормированных звуков и облегчающим ребенку процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, является адекватно выбранный путь постановки звука. Наиболее оправданным является тот, при котором учитывается артикуляторная близость звуков и естественные, присущие речи способы его реализации. Опираясь на тот или другой звук как базовый, логопед при его постановке должен исходить из того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога. Все попытки ставить звуки на основе подражания окружающим шумам (шипению гуся, шуму поезда, треску пулемета и мн. др.) для работы над произношением при дислалии могут иметь только вспомогательное значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)