Наблюдение

Наблюдение – самый древний метод, используемый практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.

Самонаблюдение, или «интроспекция», представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных психических реакций. Долгое время в среде мыслителей, занимающихся исследованием психических явлений, было распространено мнение, что изучить психику извне невозможно, т.к. это замкнутый мир, доступный только себе самому.

Достоинством этого метода является его высокая информативность, простота использования. Но по мере развития научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны самонаблюдения, из которых основными являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в истолковании психических фактов.

С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь индивида стало очевидным, что надежность этого метода очень ограничена. Именно этим объясняется переход в психологическом познании к объективным методам.

Непосредственное наблюдение предполагает контакт исследователя с объектом наблюдения. При опосредованном наблюдении исследователь знакомится с наблюдаемым объектом заочно, посредством различных документов, например, дневников, автобиографий, результатов творчества.

Примером может служить анализ З. Фрейдом личности Ф. Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фроммом личности Гитлера по свидетельствам его приближенных и известным фактам биографии. Прямое наблюдение дает информацию о процессах, поддающихся качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим при помощи объективных методов исследовать такие процессы, как, например, степень усталости человека. В этом случае мы можем судить о выраженности этого процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации внимания, по количеству совершаемых ошибок.При включенном наблюдении исследователь становится частью наблюдаемого коллектива. При стороннем наблюдении исследователь не входит в контакт с наблюдаемой ситуацией.

Естественное наблюдение происходит в обычных условиях, а лабораторное – в искусственно созданных или существенно измененных. Систематическое наблюдение предполагает изучение определенного аспекта поведения в рамках данного исследования.

Поисковое наблюдение не подчинено определенной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверна. Достоинства наблюдения очевидны, но возможны и различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными эффектами, известными психологам, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что, выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится потом истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу. Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесению оценок с одной ситуации на другую.

Кроме этого, наблюдатель может истолковывать факты с точки зрения основных положений той психологической школы, которой он принадлежит, или он может быть подвержен различного рода предрассудкам, касающимся, например, способностей женщин к тем или иным видам деятельности (так называемый сексизм) или касающимся зависимости особенностей функционирования психики от принадлежности к той или расе, национальности,  социокультурной группе и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)