Мышление как решение задач

Окружающая действительность содержит бесконечное число объектов, имеющих сложную внутреннюю структуру и взаимосвязанных между собой. Человек постоянно сталкивается с тем, что ему еще неизвестно, им не познано и требует работы мышления. Перед человеком встает познавательная цель, которую он не может достичь непосредственно на уровне чувственного познания или опираясь на собственный прошлый опыт. Возникает проблемная ситуация, задача. А.Н. Леонтьев определил задачу как цель, данную в конкретных условиях. Условия, при которых достижение цели превращается в задачу для субъекта, характеризуются тем, что они создают преграды, препятствуют достижению цели. Наличие задачи представляет собой объективное условие возникновения мышления.

Например, человек не может воспользоваться своим автомобилем ввиду его поломки. Осмотр автомобиля причину неисправности не выявляет. Использование ранее применявшихся способов починки также не приносит успеха. Чтобы устранить дефект, человеку нужно решить задачу. Основными составляющими задачи являются: цель, сформулированная в виде требования или вопроса; условия, в которых она дана, и искомое (неизвестное). В приведенном примере цель состоит в том, чтобы определить причину неисправности; условия (известное) — совокупность технических параметров, обеспечивающих работу автомобиля и нарушение некоторого звена; искомое формулируется в виде вопроса: «какое звено нарушено?». Между целью, условиями и искомым существуют определенные связи и зависимости, которые и должны быть найдены и раскрыты.

Составляющие задачи могут иметь серьезные отличия, которые будут определять ее характер и трудность решения. Так, цель может быть поставлена перед человеком кем-то другим или сформулирована им самостоятельно; условия могут различаться по полноте и степени противоречивости; требования — по степени определенности. Задачи возникают в различных видах деятельности: производственной, игровой, учебной. В учебной деятельности задачи часто создаются преднамеренно, способ их решения и результат известны учителю, но неизвестны учащимся и должны быть ими решены. В жизни человеку приходится решать самые разные, в том числе профессиональные, задачи.

Психологические исследования показали, что процесс решения задач имеет сложную структуру, включающую различные этапы, звенья и действия, осуществляемые на разных уровнях — осознаваемом и неосознаваемом.

Выделяется четыре основных этапа процесса решения задачи. На первом изучаются условия, препятствующие достижению цели, выявляются скрытые свойства объекта и неизвестные связи, делаются новые обобщения. C.Л. Рубинштейн описывал этот процесс как взаимодействие субъекта с объектом, «вычерпывание» из объекта нового содержания. На втором этапе составляется план и формируются предположения о возможном решении — гипотезы. В них отражаются подходы к решению задачи, его пробы, определенное предвосхищение результата. На третьем происходят оценка гипотез и выбор одной из них в качестве решения. На четвертом найденное решение сопоставляется с целью и с исходными данными. Если оно с ними не согласуется, мышление продолжается.

В реальном процессе мышления отдельные этапы могут быть пропущены или неоднократно повторяться, переплетаться и опережать друг друга. А.В. Брушлинский называл данную особенность человеческого мышления «специфической непрерывностью». Часто человек находит решение задачи, но не может рассказать,  как он это сделал. Ему кажется, что решение пришло внезапно, как озарение, потому, что мыслительные действия в своей значительной части человеком не осознаются. Данное явление, впервые описанное в психологии В. Келером, получило название «инсайт». Однако отдельные компоненты умственных действий имеют внешнее выражение. Они проявляются, например, в движениях артикуляции, движениях глаз (при решении наглядных задач), в вегетативных реакциях, отражающих динамику интеллектуальных эмоций. Экспериментальные исследования такого рода движений и реакций показали, что на неосознаваемом уровне устанавливается непосредственная связь субъекта с объектом. Это делает возможным выявление скрытых свойств и отношений в проблемной ситуации. Под влиянием значимых мотивов активность мыслительного поиска повышается, увеличивается количество движений и устанавливаемых между элементами ситуации связей. По ходу мышления возникают интеллектуальные эмоции, выполняющие эвристические и оценочные функции, что приближает субъекта к нахождению искомого. Мышление как решение задач не сугубо логический анализ ситуации, а сложный живой и многоуровневый процесс, регулируемый мотивами и эмоциями человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)