Моделирование как цель использования доказательств

Всякая реальность действенна, и все действенное есть реальность (Иоганн Готлиб Фихте). Моделирование как метод познания, как средство получения новой, значимой для доказывания информации – получило достаточно широкое распространение в правоохранительной практике с конца 70-х гг.

Пионером научной разработки проблем моделирования в криминалистике стал И.М. Лузгин, опубликовавший в этой области ряд статей и монографию “Моделирование при расследовании преступлений”. В те же годы увидели свет работы В.В. Куванова, Г.А. Густова, М.Н. Хлынцова и других авторов.

Отправным в исследованиях этих ученых было определение модели, предложенное В.А. Штоффом: “Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте”.

В соответствии с этим определением модели подразделяются на мысленные и материально реализованные, или предметные. Затем к этим классам моделей добавились логико-математические и кибернетические модели, при построении и реализации которых используются логические и математические средства описания связей и отношений между объектами материального мира, позволяющие “воспроизводить структуру, динамику процессов и явлений, характер связи между элементами изучаемых объектов и иные скрытые свойства”.

Характерной особенностью любых моделей, конструируемых при доказывании, является то, что все они используют доказательства, относящиеся к исходным материалам для их построения.

Целями моделирования при доказывании служат:

  • определение направлений доказывания, выбор оптимальных средств и методов доказывания;
  • выявление связей между доказательствами, построение систем доказательств;
  • систематизация и пополнение знаний об объектах, явлениях и процессах, имеющих значение для дела (о механизме преступления, личности виновных, поведении проходящих по делу лиц и т.п.);
  • создание условий и предпосылок для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Рассмотрим применительно к этим целям ту роль, которую играют при построении моделей наличные доказательства по делу. Определение направлений расследования получает свое выражение в следственных версиях. Как уже отмечалось, базой для построения версий, помимо прочего, служат и имеющиеся в наличии к моменту выдвижения версии доказательства.

На основе исходных данных строится объяснение факта или события, т.е. их мысленная модель, содержащая не только представления о сущности объясняемого, но и выводы о тех “опорных пунктах”, установление которых позволит подтвердить или опровергнуть эту мысленную модель. Как замечает М.Н. Хлынцов, “бытие версии, истинность или ложность ее обусловлены наличием или отсутствием органической совместимости всех элементов модели, взаимосвязи и взаимообусловленности их.

Накопление в модели новой информации, не совмещающейся структурно с имеющейся, особенно информации негативной, может повлечь за собой изменения во всей структуре модели. А это, в свою очередь, понудит следователя произвести переоценку накопленной в модели информации, может породить иное объяснение характера взаимосвязей между элементами модели и выдвижению новой версии”.

При дефиците исходной информации о событии построению мысленной модели способствуют типичные версии, в которых этот дефицит восполняется данными практики, науки, личным профессиональным и житейским опытом субъекта доказывания.

Но практика построения мысленных моделей не исчерпывается построением версий. Познание и оценка следственной ситуации также в конечном счете позволяют построить ее информационную мысленную модель и уже на ее основе принимать то или иное тактическое решение. Обобщенной информационной моделью служит и криминалистическая характеристика преступления, соответствие элементов которой имеющимся доказательствам – предпосылка ее адаптации к обстоятельствам конкретного уголовного дела.

Моделирование – необходимый компонент экспертной деятельности, использующей и предметные, и мысленные модели.

С предметными моделями эксперт имеет дело преимущественно в случаях реконструкции той или иной вещной обстановки на основе наличных вещественных доказательств и иных фактических данных, имеющихся в деле, при воспроизведении течения различных процессов, приведших к возникновению следов, содержащих доказательственную информацию. Особенно значительна роль мысленных моделей при установлении идентифицированного объекта с событием преступления и во многих случаях решения диагностических экспертных задач.

Признанный авторитет в области криминалистической диагностики Ю.Г. Корухов пишет: “Метод моделирования, в первую очередь мысленного (идеального), пронизывает, по существу, весь процесс диагностирования. Уже на первом этапе диагностирования, изучая сам объект или его отображение, эксперт (следователь) моделирует мысленный образ того, что станет предметом его исследования.

Достоверность этого образа во многом зависит от следующих условий:

  • точности и полноты восприятия и фиксации признаков и свойств объекта;
  • опыта эксперта (следователя);
  • условий, в которых познается объект;
  • степени его уникальности;
  • выраженности диагностических признаков и комплексов признаков. Последующий этап диагностирования также связан с моделированием, на сей раз с моделированием в сознании эксперта (следователя) мысленных моделей типичных ситуаций и выбора из них наиболее приближенной к диагностируемому объекту. На данном этапе могут быть использованы такие материальные модели: эталоны;
  • альбомы с изображениями и описаниями; коллекции образцов и др.”. Эти объекты необходимы для сравнения с материальными объектами-доказательствами, выступающими как основа мысленной модели.

Представление о роли имеющихся по делу доказательств при моделировании в процессе решения диагностических задач дает перечень последних, предложенный Ю.Г. Коруховым:

  • установление пространственной структуры обстановки преступного события (где, в какой обстановке произошло преступление, каково точное место столкновения транспортных средств, какие из имеющихся следов имеют отношение к совершенному преступлению и т.п.);
  • установление механизма отдельных этапов (стадий) события (определение направления и характера взлома преграды, установление взаимного положения транспортных средств в момент столкновения, определение способа изготовления фальшивых денежных знаков и т.п.);
  • определение вещественной структуры обстановки места происшествия (каковы свойства и состояние объектов материальной обстановки места преступления, в какой мере они могли обусловить механизм преступления, выбор орудия преступления, оставлять следы на преступнике и его одежде, обеспечить скрытность совершения преступления и т.п.);
  • установление временных характеристик преступного события (когда произошло событие, сколько времени могло потребоваться для совершения преступления, в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли раньше, а какие позже и т.п.);
  • определение свойств действовавших объектов (лиц, орудий, транспортных средств), их количества, характера функционирования…
  • ретроспективное исследование причинно-следственных связей…
  • прогнозирование действия причинно-следственных связей…
  • установление в целом механизма преступного события (эта задача представляет собой интеграционное диагностирование многих из приведенных выше факторов, являясь, по сути своей, ситуационным анализом всего события как системы действий.

Для ее решения требуется изучение и использование всех видов информации:

  • личностной – об участниках события;
  • вещной – о предметах отражаемых и отражающих, операционной – о механизме действий, их условиях, обстоятельствах);
  • установление соответствия ситуации, излагаемой участником процесса (обвиняемым, потерпевшим), тому механизму происшествия, который может быть определен по следам и иным вещественным доказательствам…”.

Моделирование в обеих формах используется при производстве не только криминалистических экспертиз, но и в различных иных судебных экспертизах. Общим во всех случаях остается использование для построения моделей необходимых для этих целей наличных доказательств.

Построение мысленных моделей – обязательный компонент розыскной деятельности следователя. В этом случае они носят преимущественно прогностический характер, ибо нацелены на предвидение действий скрывающегося лица, мест сокрытия разыскиваемых объектов, установление подлинных причин безвестного отсутствия лица. И здесь опорной базой для построения розыскных версий, как мысленных моделей, служат наличные доказательства и оперативная информация.

Моделирование с опорой на наличные доказательства позволяет выявить связи между доказательствами и построить их систему по делу. В модели этой системы найдут свое место совпадающие косвенные доказательства и отчетливее проявится невозможность случайного совпадения множества признаков этих доказательств: “Вероятность случайного совпадения быстро уменьшается по мере увеличения числа вероятных улик”.

Увеличение числа доказательств, пополнение построенной системы доказательств – логический итог процесса доказывания. Построенная мысленная модель этой системы служит системообразующим ядром, тем тезисом, вокруг которого и происходит накопление доказательств.

И.М. Лузгин помимо системы доказательств по делу различал комплексы доказательств – части этой системы, объединяемые каким-либо фактом, тезисом (версией): “Комплекс доказательств есть собой часть общей системы доказательств, то есть некоторое среднее звено во всей совокупности доказательств по конкретному делу”.

Моделирование следственной ситуации и систем доказательств оказывает существенное влияние на предупреждение и обнаружение следственных ошибок. Подобно рассмотренному нами понятию экспертной ошибки, следственная ошибка – это результат добросовестного заблуждения следователя. Это определяющий признак ошибки.

Сознательное отступление от закона, пренебрежение его предписаниями, игнорирование его требований – это не ошибка, а умышленные действия, которые могут быть квалифицированы как должностной проступок или даже преступление.

Понятие следственной ошибки не получило единообразной трактовки в литературе, как и классификация следственных ошибок. По определению А.И. Михайлова, С.А. Шейфера, А.Б. Соловьева, В.А. Лазаревой “следственной ошибкой следует считать неправильное действие или неправомерное бездействие следователя, объективно выразившееся в односторонности или неполноте установления обстоятельств преступления, существенном нарушении уголовно-процессуального закона, неправильном применении уголовного закона, повлекшее за собой принятие процессуального решения следователя, незаконность и необоснованность которого констатирована в соответствующем процессуальном акте прокурора или суда”.

Впоследствии А.Б. Соловьев и С.А. Шейфер несколько изменили это определение: “Под следственной ошибкой имеется в виду принятие, по мнению следователя, правильного итогового решения по уголовному делу, когда незаконность и необоснованность этого решения констатирована в соответствующем процессуальном акте прокурором или судом”.

По мнению Г.А. Зорина, “следственная ошибка – это недостижение следователем запланированного результата вследствие избрания неадекватных ситуации форм деятельности при восприятии информации и ее переработке, оценке следственной ситуации и принятии решений, реализации принятых решений”.

Аналогично определение следственной ошибки, предложенное учеником Г.А. Зорина В.И. Левонцом. Но если в определении А.Б. Соловьева и С.А. Шейфера прямо говорилось, что решение, принимаемое следователем, по его мнению, – правильное (это и есть добросовестное заблуждение), то из определения Г.А. Зорина вовсе не следует необходимость такой характеристики решения следователя, а В.И. Левонец отнюдь не считает добросовестное заблуждение необходимым и единственным характеризующим ошибку признаком.

Он считает, что ошибка может быть совершена умышленно, или по самонадеянности, или “в состоянии или вследствие интеллектуального аффекта”.

С нашей точки зрения, следственная ошибка – это оценки, решения, действия, мнения и поступки следователя, ошибочно считаемые им правильными, правомерными, адекватными ситуации. Считает он так, добросовестно заблуждаясь: ни умыслу, ни самонадеянности при этом нет места, если речь идет действительно об ошибке, а не о сознательно неверных решениях, действиях и т.п.

Классификация следственных ошибок нам представляется следующей:

  1. Гносеологические ошибки – ошибки содержательного и оценочного познания. Это преимущественно ошибки логического мышления, результат неправильного применения, оперирования законами и правилами логики, главным образом анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии и др. Проявляться гносеологические ошибки могут в ошибках следующих видов.
  2. Правовые ошибки – главным образом, ошибки в уголовно-правовой квалификации расследуемого события и его субъекта и в соблюдении требований процессуального закона. Но – опять-таки! – речь идет исключительно о добросовестном заблуждении либо как результате недостаточной профессиональной компетентности, либо в силу ущербности базы для принятия решения, оставшейся незамеченной следователем.
  3. Организационные ошибки – выбор неправильного направления расследования, неправильная расстановка сил и средств, ошибки в выведении следствий из версий и в установлении очередности их проверки и т.п.
  4. Тактические ошибки, допускаемые на всех стадиях проведения следственных действий.

В плане осознанности ошибок следователем Г.А. Зорин различает ошибки, осознанные следователем в процессе проведения следственного действия, после производства действия и оставшиеся незамеченными следователем (латентные ошибки). Кроме того, он называет и ошибки, осознанно “допускаемые” следователем по тактическим соображениям.

Интересно
По поводу последних следует заметить, что это не следственные ошибки: подобное допущение якобы ошибочных действий – правомерный тактический прием расследования.
Мы не случайно остановились в данном контексте на проблеме следственных ошибок.

Дело в том, что моделирование следственной ситуации и процесса принятия следователем тех или иных решений представляет собой эффективный метод обнаружения следственных ошибок как самим следователем, так и руководителем следственного подразделения, прокурором, судом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)