Модели взаимодействия групп интересов и государства

Политическая наука подчеркивает наличие систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими и осуществляющими государственную политику.

Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы организации групп интересов и модели их взаимоотношений с правительственными институтами.

На основании множества исследований в политической науке выделяют три основные модели взаимодействия групп интересов и государства, присущих современному обществу:

  1. Плюралистическую.
  2. Демократически-корпоративистскую.
  3. Управляемую.

Плюралистическая система групп интересов характеризуется рядом особенностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе:

  • разнообразные группы могут представлять единый социетальный интерес;
  • членство в группах является добровольным и ограниченным;
  • группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру;
  • группы интересов и правительство четко отделены друг от друга.

В рамках подобной системы существуют отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзов, бизнес-ассоциаций и профессиональных групп, причем каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп – профсоюзных, предпринимательских и т. д. Эти группы борются между собой за ресурсы, участников и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс и государственную политику.

Самым известным образцом плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров можно привести, например, Канаду и Новую Зеландию.

Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую координацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию.

Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов; каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией.

Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим. Головные ассоциации имеют централизованную структуру и разделяют действия своих членов.

Во многих случаях группы интересов систематически участвуют в разработке и осуществлении политического курса

Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы.

Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам:

  • каждый сектор общества представлен одной группой;
  • членство в таких группах часто является принудительным;
  • каждая группа обычно имеет иерархическую структуру;
  • группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политического курса правительства.

Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывали собой все уровни общества и плотно контролировали все разрешенные ассоциативные группы.

Например, профсоюзы и молодежные организации полностью были подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволялось артикулировать интересы своих членов.

Подобный контроль и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, на Кубе. Развитие высоко контролируемых групп интересов поощряется и политическими системами ряда некоммунистических стран, таких как Бразилия и Мексика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)