Миссия организации

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Целеполагание в принципе лежит в основе любой деятельности; без установки целей и приоритетов деятельности существование любой организации бессмысленно. целевая функция начинается с установления общей цели организации, выражающей причину существования. Это обозначается как «миссия организации».Существует широкое и узкое понимание миссии.

В случае широкого понимания миссия рассматривается как определение философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация собирается действовать. Философия организации редко меняется — она не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. Философия выражает устремления в будущее, показывая, на что будут
направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить.

В качестве примера философии организации можно привести формулировку компании «Форд» — как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании — транспорт, потребители продукции — все слои общества, а термин «дешевый» ориентирован на широкий круг потребителей. такая формулировка философии способна оказать решающее значение на стратегию и тактику компании и решающую поддержку общественности.

В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как формулировка того, зачем существует организация. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? Поэтому на первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей, причем не только в настоящее время, но на будущее. Поэтому в миссии не принято указывать прибыль — это и так ясно, ни одна организация не будет работать себе в убыток. Включение получения прибыли может существенно ограничить спектр рассматриваемых возможностей и направлений развития.

Поскольку направленность на достижение определенной цели есть сущность организации, которая отражает смысл объединения в ней различных людей, то в миссии должны быть определены интересы этих людей. Интересы каких групп должны быть учтены при
определении миссии:

  • собственников организации, создающих, приводящих в действие и развивающих организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов ее деятельности решать свои жизненные проблемы;
  • сотрудников организации, своим трудом непосредственно обеспечивающих деятельность организации, создание и реализацию продукции или услуг, получающих от организации
    за свой труд компенсацию и решающих за этот счет свои жизненные проблемы;
  • покупателей продукта или услуг организации, отдающих ей свои деньги в обмен на продукт, предлагаемый организацией и удовлетворяющих с помощью этого продукта свои потребности;
  • деловых партнеров организации, находящихся с ней в формальных и неформальных отношениях, оказывающих организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающих аналогичные со стороны организации;
  • местного сообщества, находящегося с организацией во взаимодействии. Это взаимодействие проявляется в экономическом, социальном, политическом и др. влияниях сообщества и организации;
  • общества в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующих с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах, получающих
    от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения всех слоев населения.

Миссия организации в большей или меньшей степени должна отражать интересы всех перечисленных субъектов, иначе могут возникнуть разногласия между потребителем и производителем.

Миссия может служить в качестве критерия, по которому члены организации и наблюдатели извне могут оценить, насколько успешно работает организация, т. е. определить ее эффективность.

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:

  • истории организации, в процессе которой формировались философия, профиль и стиль деятельности, место на рынке и т. д.;
  • существующего стиля поведения и способа действия собственников и управленческого персонала;
  • состояния среды обитания организации;
  • ресурсов, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
  • отличительных особенностей, которыми обладает организация (табл. 1).

Таблица 1

Примеры формулировки миссии различных организаций

Итак, для чего же формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

Во‑первых, миссия дает общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности: для информации тех, кто имеет с ней дело во внешней среде.

Во‑вторых, миссия способствует формированию внутренней среды организации, ее «единого духа». Это проявляется в следующем:

  • до сотрудников доводится общая цель, предназначение существования организации, в результате чего появляется возможность ориентироваться в своих действиях в едином направлении;
  • сотрудники могут осознавать себя членами организации не только формально, но и по духу;
  • устанавливается определенный психологический климат в организации, так как до людей доводятся философия, а также ценности и принципы, лежащие в основе существования организации.

В‑третьих, миссия создает возможность для более эффективного управления организацией в силу того, что она является базой для установления целей организации и помогает выработать стратегию деятельности, устанавливая направленность и допустимые границы ее существования. Кроме того, миссия обеспечивает стандарты деятельности и расширяет для работника смысл и содержание его работы, позволяя применять более широкий спектр мотивационных приемов.

С формулированием миссии могут возникнуть определенные проблемы. Смещение целей чаще всего происходит на уровне миссии. организация заменяет свое узаконенное или официально признанное предназначение на другое, для которого она не создавалась и не должна ради этой цели работать. Самая легкая и наиболее частая форма смещения происходит, когда организация изменяет приоритет целей и средств так, что средства становятся целью и наоборот. Часто целью становится сама организация. однако организация — инструмент, она создается для обслуживания целей. Но в процессе функционирования организации формируются группы людей, которые более заинтересованы в сохранении организации как таковой, чем в реализации ее целей.

Миссия организации определяет наиболее полные смыслы и задачи существования организации. В ней находит место сочетание интересов всех людей, связанных с организацией. Миссия разрабатывается на длительное время.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)