Международные правовые акты в области специального и инклюзивного образования

С гуманизацией общественного сознания правам и обеспечению равных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам.

В это время была создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание.

Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране. Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.

Декларация содержит историческое положение в Статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. «Всеобщая декларация прав человека» обеспечивает нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов.

Люди, имеющие инвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. В статье 25 Декларации за каждым человеком признаютcя «… права на такой жизненный уровень, … который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

«Материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети имеют равное право на социальную защиту». В статье 26 отмечается, что:

  1. Каждый человек имеет право на образование.
  2. Образование должно быть ориентировано на полное развитие человеческой личности.
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Несмотря на изложенные в Декларации прав человека важнейшие гуманистические положения, международное сообщество сравнительно недавно обратило внимание на вопросы защиты прав инвалидов. До конца 70-х годов доминировала концепция признания за инвалидами всех основных прав без специальных мер их защиты.

Интересно
Считалось, что принципы недискриминации и уважения человеческого достоинства достаточны для инвалидов. Однако изучение проблем инвалидности и практическая деятельность по защите прав инвалидов выявили необходимость создания отдельной международной системы защиты их прав.

История международных документов, посвященных правам инвалидов, берет свое начало с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство.

Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию, а также на такое образование, которое позволило бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала.

Фиксируется право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни; на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения. Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также всегражданские и политические права, стала «Декларация о правах инвалидов», утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года.

Согласно этому документу, инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди. Инвалидами признают лиц, «… неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В связи с этим, «…инвалиды должны быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество».

Они «…вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными». Инвалиды имеют право «…жить в своих семьях и участвовать во всех видах социальной, творческой деятельности». «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правили любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)