Международные договоры

Международные договоры в сфере инвестиционной деятельности многочисленны и  разнообразны. Они могут быть многосторонними, причем как универсальными  (всеобщими) (т.е. открытыми для подписания любыми государствами), так и региональными  (участниками которых могут быть определенные государства), а также двусторонними. При этом универсальный  характер носят следующие конвенции:

1) Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и  гражданами других государств 1965 г. (Вашингтонская конвенция);

2) Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Сеульская конвенция);

3) Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Не все из них являются обязательными для Российской Федерации и подлежат  применению на ее территории. Процедуру ратификации прошла лишь Сеульская конвенция.  Вашингтонская конвенция была подписана, но не ратифицирована, а в отношении Договора к Энергетической  хартии 1994 г. Российская Федерация в 2009 г. приняла решение не становиться участником данного Договора.

В инвестиционных спорах Hulley Enterprises Limited v. the Russian  Federation, Yukos Universal Limited v. the Russian Federation и Veteran Petroleum Limited v. the Russian  Federation три акционера ОАО “Нефтяная компания “ЮКОС” -компании Hulley Enterprises Limited и  Veteran Petroleum Limited, созданные по праву Кипра, и компания Yukos Universal Limited,  созданная по праву о. Мэн, инициировали арбитражное разбирательство против Российской Федерации на  основании статьи 26 Договора к Энергетической хартии 1994 г., который не был ратифицирован Российской Федерацией.

Арбитраж ad hoc, учрежденный под эгидой Постоянного арбитражного суда в г.  Гааге, 30 ноября 2009 г. признал себя компетентным рассматривать данные споры, отметив,  что Российская Федерация подписала такой Договор, не сделав при этом необходимого заявления.

Соответственно, на основании пункта 1 статьи 45 он временно подлежит применению на территории  Российской Федерации. Более того, 18 июля 2014 г. истцам была присуждена компенсация в размере около 50 млрд.  долл. США.

Вашингтонская конвенция учредила Международный центр по урегулированию  инвестиционных споров (МЦУИС). Основная цель деятельности МЦУИС – это обеспечить  разрешение посредством примирения и арбитража инвестиционных споров, возникающих между  государством – участником Вашингтонской конвенции, с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого государства -участника Вашингтонской конвенции, с другой стороны.

В настоящее время участниками Вашингтонской конвенции является 150 стран  мира. Среди них – Австралия, Аргентина, Беларусь, Великобритания, Германия, Греция, Дания,  Египет, Израиль, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Малайзия, Монголия,  Марокко, Нидерланды, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Португалия, Саудовская Аравия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Япония и др. Еще 8 государств  (Белиз, Гвинея-Бисау, Доминиканская Республика, Кыргызстан, Намибия, Россия, Таиланд, Эфиопия) ее  подписали, но пока не ратифицировали.

Вашингтонская конвенция предусматривает, что каждое государство -участник  Конвенции – должно признавать арбитражное решение, вынесенное согласно  Вашингтонской конвенции, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим  решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда  данного государства (пункт 1 статьи 54).

Оно также обязуется не предоставлять дипломатической  защиты и не предъявлять международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое государство согласились передать или передали на арбитраж на основании Вашингтонской конвенции, кроме случая, когда другое такое государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору (пункт 1 статьи 27 Вашингтонской конвенции).

Тем самым основное значение Вашингтонской конвенции заключается в том, что она создала условия для отхода  государств от практики реализации ими права на дипломатическую защиту своих инвесторов и позволила  перевести споры из международно-правовых в частноправовые.

МЦУИС обладает полной международной правосубъектностью и находится при  штаб-квартире Международного банка реконструкции и развития. Местонахождение МЦУИС может  быть изменено по решению Административного совета МЦУИС, одобренному большинством в две трети голосов его членов.

Сеульская конвенция учредила Многостороннее агентство по гарантиям  инвестиций (МАГИ). В настоящее время ее участниками является 179 стран мира, в том числе  Великобритания, Германия, Дания, Казахстан, Кипр, Китай, Монголия, Нидерланды, Россия, Украина, Франция, США, Южная Корея, Япония.

Основная цель деятельности МАГИ – это стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны,  дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития. Для достижения  этой цели МАГИ:

1) предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других  стран-членов. С момента своего учреждения (1990 – 2013 гг.) МАГИ предоставило 1143 гарантии с совокупным объемом в 30,0 млрд. долл. США <50>, причем лишь только 41 из них – в  отношении иностранных инвестиций, осуществляемых на территории Российской Федерации;

2) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними;

3) пользуется другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения этой цели.

МАГИ признается юридическим лицом. Центральное учреждение МАГИ находится в г.  Вашингтоне, если Совет управляющих МАГИ не примет квалифицированным большинством  голосов решение о его размещении в другом месте.

Участниками Договора к Энергетической хартии 1994 г. являются 47 стран мира. Среди них – Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Италия, Казахстан,Кипр,  Монголия, Нидерланды, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Ряд государств, в  частности, Австралия, Беларусь, Китай, Россия, США, Южная Корея, подписали, но не ратифицировали такой  Договор. Последний, как известно, содержит положения, относящиеся к поощрению и защите инвестиций  лишь в энергетическом секторе, а именно:

1) предоставление иностранным инвестициям режима, не менее благоприятного, чем  инвестициям, осуществляемым отечественными инвесторами или инвесторами любой третьей страны  (за отдельными стандартными изъятиями). При этом государства обязуются стремиться  ограничить до минимума указанные изъятия и постепенно устранить существующие ограничения (статьи 9 – 10);

2) разрешение инвесторам нанимать ключевой (основной) персонал по своему  выбору, независимо от гражданства, при условии, что такой персонал имеет разрешение на работу и  постоянное проживание (статья 11);

3) выплата компенсации за любые убытки, понесенные иностранным инвестором  во время войны или гражданских беспорядков, по меньшей мере в той же степени, в какой  выплачивается компенсация за убытки, понесенные гражданами самой этой страны, а также  выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации в случае, когда убытки не обязательно возникают в результате собственных действий страны (статья 12);

4) выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации за любые экспроприированные активы. Размер такой компенсации должен соответствовать рыночной  стоимости этих активов до момента, когда на нее повлияло намерение осуществить экспроприацию (статья 13);

5) разрешение иностранному инвестору свободно переводить из страны в свободно  конвертируемой валюте инвестированный им капитал и любые связанные с ним доходы (статья 14).

Региональные международные договоры в области инвестиционной деятельности  заключаются, как правило, в рамках создаваемых экономических союзов государств. К ним,  в частности, относятся: Содружество независимых государств (СНГ), Европейский союз (ЕС),  Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.

Правовое регулирование инвестиционных отношений с участием физических и юридических лиц из стран СНГ основано на Соглашении о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 г., Соглашении о взаимном признании прав и регулировании  отношений собственности от 9 октября 1992 г. и Договоре о создании Экономического союза от 24  сентября 1993 г.  и осуществляется в соответствии со следующими международными договорами:

1) Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

2) Соглашение о содействии в создании и развитии  производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от  15 апреля 1994 г.;

3) Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г.;

4) Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных  корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ от 9 октября 1997 г. ;

5) Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г..

Следует отметить, что для Российской Федерации обязательную юридическую силу  среди них имеет только Соглашение о содействии в создании и развитии  производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от  15 апреля 1994 г. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N  84-рп “О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности” и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 г. N 364 “О  намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров,  подписанных в рамках Содружества Независимых Государств”  Российская Федерация отказалась быть связанной международными обязательствами, вытекающими из некоторых  вышеуказанных международных договоров.

В частности, это касается Соглашения о сотрудничестве  в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Соглашения о регулировании  социально-трудовых отношений в ТНК, действующих на территории государств – участников СНГ от 9 октября 1997 г., а  также Конвенции о ТНК от 6 марта 1998 г.

В настоящее время работа по совершенствованию  международно-правового регулирования инвестиционных и иных экономических отношений наиболее активно ведется  в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) -международной организации, учрежденной  тремя государствами – Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.),  устанавливающим в том числе правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения,  деятельности и осуществления инвестиций в государствах – членах ЕАЭС (Протокол о торговле услугами,  учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций – приложение N 16 к вышеназванному Договору).

Кроме  того, до вступления в силу соответствующих международных договоров в рамках права ЕАЭС продолжают  действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (г. Минск, 27 ноября 2009 г.),  Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории  Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (г. Санкт-Петербург, 18 июня  2010 г.) и др.

Наибольшую роль в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций играют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.  Прообразом этих договоров служили заключаемые еще в XVIII в. соглашения о дружбе, коммерции и  навигации.

Первое двустороннее соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений было подписано 25 ноября 1959 г. между Германией и Пакистаном. За период 1959 – 2007 гг. заключено свыше 2270 подобных двусторонних международных договоров, участниками которых являются более 150 государств.

В частности, Российская Федерация подписала свыше  40 соглашений с такими странами, как Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония и др.

Заключение государствами двусторонних международных договоров в рассматриваемой сфере вызвано двумя обстоятельствами. С одной стороны, развивающиеся  страны заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, поскольку получают существенную выгоду от заключаемых между ними и иностранными инвесторами международных инвестиционных  соглашений.

С другой стороны, иностранные инвесторы нуждаются в понятных и стабильных “правилах  игры”, которые могут быть гарантированы им лишь на международном уровне. Национальное право подобной  характеристикой не отличается, так как его нормы в любой момент могут быть изменены в пользу и в  интересах государства.

Структура Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и  правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456,  выглядит следующим образом:

1) определения (статья 1);

2) защита капиталовложений (статья 2);

3) режим капиталовложений (статья 3);

4) экспроприация (статья 4);

5) возмещение ущерба (статья 5);

6) перевод платежей (статья 6);

7) суброгация (статья 7);

8) разрешение споров между Договаривающейся Стороной и инвестором другой  Договаривающейся Стороны (статья 8);

9) разрешение споров между Договаривающимися Сторонами (статья 9);

10) консультации (статья 10);

11) применение Соглашения (статья 11);

12) вступление в силу и срок действия Соглашения (статья 12).

Другим немаловажным источником выступают двусторонние международные  договоры об избежании двойного налогообложения. Российская Федерация является  участницей более 50 соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с  такими странами, как Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Израиль, Канада,  Кипр, Китай, США, Франция, Швейцария, Южная Корея, Япония и др. Обычно они касаются следующих вопросов:

1) лица, к которым применяется соглашение;

2) налоги, на которые распространяется соглашение;

3) общие определения;

4) резидент;

5) постоянное представительство;

6) доходы от недвижимого имущества;

7) прибыль от предпринимательской деятельности;

8) доходы от международных перевозок;

9) ассоциированные предприятия;

10) дивиденды;

11) проценты;

12) доходы от авторских прав и лицензий;

13) прирост стоимости капитала;

14) доходы от независимой личной деятельности;

15) доходы от работы по найму;

16) гонорары директоров;

17) доходы артистов и спортсменов;

18) пенсии;

19) доходы от государственной службы;

20) суммы, выплачиваемые студентам и стажерам, научным работникам и преподавателям;

21) другие доходы;

22) капитал;

23) метод устранения двойного налогообложения;

24) недискриминация;

25) процедура взаимного согласования;

26) оказание помощи по взиманию налогов;

27) обмен информацией;

28) сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений;

29) вступление в силу соглашения;

30) прекращение действия соглашения.

Таким образом, в настоящее время действует множество  многосторонних и двусторонних международных договоров в сфере инвестиционной деятельности.

В то же  время, несмотря на свою важность, все они в силу своей разрозненности, противоречивости и  отсутствия детальной и четкой регламентации не обеспечивает в полном объеме необходимого международно-правового регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом.

В частности, формулировки большинства двусторонних международных договоров не дают однозначных  ответов на вопросы, возникающие при проведении экспроприации (национализации) и рассмотрении  инвестиционных споров с участием принимающего государства, зачастую представляют собой декларации и  требуют дальнейшей детализации. Отсутствуют также конвенционные нормы, касающиеся инвестиционной  деятельности ТНК.

В результате в последние годы вместо государств как основных создателей норм международного права такой пробел стал восполняться иными участниками, что в конечном счете  не отвечает интересам принимающих государств и может угрожать их суверенитету.

В этой  связи в настоящее время представляется крайне необходимым продолжить работу по дальнейшей унификации на многосторонней основе норм международного инвестиционного права, в том числе в рамках  ЕАЭС, что позволило бы более точно раскрыть юридическое понятие инвестиции, определить круг инвесторов, установить при проведении экспроприации основания освобождения и ограничения  размера выплачиваемой принимающим государством компенсации и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)