Международные авиационные регламенты

Для содействия государствам в обеспечении максимально возможной степени единообразия правил, стандартов, процедур в области гражданской авиации на ICAO возлагается разработка, согласование, утверждение и доведение до государств международных стандартов, рекомендуемой практики и процедур для использования их в национальном законодательстве государств.

Правовую основу этого аспекта деятельности ICAO определяет статья 37 Чикагской конвенции, в которой зафиксировано, что «каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касающихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее».

Для реализации этой цели ICAO было предоставлено право принимать, при необходимости изменять международные стандарты, рекомендуемую практику и процедуры, которые касаются:

  • систем связи и аэронавигационных средств;
  • характеристик аэропортов и посадочных площадок;
  • правил полетов и практики управления воздушным движением;
  • присвоения квалификации летному и техническому персоналу;
  • годности воздушных судов к полетам;
  • регистрации воздушных судов;
  • сбора метеорологической информации и обмена ею;
  • бортовых журналов и аэронавигационных карт, и схем;
  • таможенных и иммиграционных процедур;
  • воздушных судов, терпящих бедствие;
  • расследования авиационных происшествий.

Кроме того, ICAO может время от времени включать в указанный перечень другие вопросы, касающиеся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации.

Международные авиационные регламенты – юридические акты, устанавливаемые ICAO на основании Чикагской конвенции 1944 года. Данные акты унифицируют правила полетов, требования к авиационному персоналу, нормам летной годности ВС и т. д. Эти требования отражаются в Стандартах, Рекомендуемой практике, правилах для аэронавигационных служб, рекомендациях и процедурах.

Хотя технико-юридические требования и предписания, в какой бы форме они ни закреплялись, являются рекомендательными, между ними существует четкая иерархия. Стандарт содержит высшие эталонные требования, которым необходимо следовать в интересах безопасности международной аэронавигации, чего нельзя сказать о требованиях Рекомендуемой практики.

Стандарты определены как любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу и правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации и которое будут соблюдать договаривающиеся государства согласно Конвенции. В случае невозможности соблюдения стандарта Совету в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со ст. 38 Конвенции.

Рекомендуемой практикой признано любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции.

Принятые Советом ICAO Стандарты и Рекомендуемая практика сгруппированы по близким темам в 19 приложениях к Чикагской конвенции. Регулирующие положения в приложениях дополнены Правилами аэронавигационного обслуживания (PANS) и многочисленными руководствами, дающими практические рекомендации по выполнению и применению приложений.

Правила аэронавигационного обслуживания содержат, главным образом, эксплуатационную практику, рабочие процедуры, которые не приобрели достаточной завершенности, чтобы быть принятыми в качестве Международных стандартов и Рекомендуемой практики (SARPS), а также материалы более постоянного характера, которые не подходят для включения в SARPS, т. к. слишком подробны для этого, или же материалы, подвергаемые частым изменениям и дополнениям и для которых процесс принятия как SARPS был бы слишком затруднителен. Зачастую PANS конкретизируют основные принципы соответствующих SARPS для облегчения их применения.

Во многих случаях документы PANS более пригодны и применимы, чем Стандарты и Рекомендуемая практика, содержащиеся в Приложениях к Чикагской конвенции. PANS разрабатываются в основном специализированными совещаниями ICAO и утверждаются Советом ICAO.

Дополнительные региональные правила (SUPPS) – рабочие процедуры, дополняющие SARPS и PANS и разработанные главным образом региональными аэронавигационными совещаниями ICAO для удовлетворения потребностей конкретного региона ICAO. SUPPS относятся к вопросам, влияющим на безопасность и регулярность международной аэронавигации. Эти процедуры сведены в единый документ, охватывающий все регионы и являются частью аэронавигационного плана, разрабатываемого и утверждаемого региональными аэронавигационными совещаниями (RAN) для удовлетворения потребностей конкретных географических районов (регионов ICAO), которые не учитываются в положениях, имеющих всемирное применение. SUPPS дополняют перечень требований к оборудованию и обслуживанию, содержащихся в аэронавигационных планах. SUPPS утверждаются Советом ICAO и рекомендуются для применения договаривающимися государствами в районах полетной информации, к которым они относятся.

Аэронавигационные планы (ANP) конкретизируют сведения о средствах и видах обслуживания, необходимых для международной аэронавигации в пределах каждого конкретного региона ICAO. Каждый план содержит рекомендации, которым могут следовать правительства при планировании средств и видов обслуживания, и гарантирует, что средства и виды обслуживания, предоставляемые в соответствии с данным планом, в дальнейшем образуют со средствами и видами обслуживания других государств единую систему, которая отвечает требованиям ближайшего будущего. ANP готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета.

Технические издания, руководства – документы, содержащие инструктивный материал и информацию и призванные содействовать введению государствами и единообразному применению Стандартов, Рекомендуемой практики и PANS. Различные части Руководства по обучению предназначены для обеспечения единых норм присвоения квалификации персоналу с выдачей соответствующих свидетельств и для достижения высокого уровня профессиональной подготовки в целом. Технические руководства издаются с санкции Генерального секретаря ICAO.

Циркуляры содержат предназначенную для распространения среди договаривающихся государств специализированную информацию, результаты региональных и специальных исследований, проводимых в мировом масштабе, представляющих интерес для договаривающихся государств (технические исследования, анализы, копии или выдержки из информационных документов, представленных договаривающимися государствами, отчеты о выполнении SARPS, сборники авиационных происшествий и т. д.).

Доклады совещаний – доклады специализированных, региональных совещаний групп экспертов, имеющих международное значение, содержащие рекомендации и основные положения, относящиеся к повестке дня каждого совещания.

Статистика гражданской авиации – статистические данные, получаемые по формам отчетности о воздушном транспорте от договаривающихся государств в соответствии со статьями 54 (i) и 67 Конвенции о Международной гражданской авиации.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)