Международно-правовой статус участников боевых действий

Действие правовых норм по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Субъектами международных правоотношений, возникающих в связи с вооруженными конфликтами (т.е. субъектами МГП), являются в первую очередь государства. Именно государства выступают главными адресатами норм МГП, на них возложено выполнение конвенционных норм.

Международная деятельность государства в военной области осуществляется, прежде всего, для достижения следующих целей:

  • объективной оценки военно-политической обстановки в основных регионах мира и своевременного реагирования на ее изменения;
  • принятия согласованных решений и выработки общих рекомендаций для проведения военной политики;
  • разработки, согласования и осуществления основных мероприятий по обеспечению национальной и коллективной безопасности.

Таким образом, международная деятельность государства в военной области представляет собой реализацию мер военного характера, непосредственно связанных с созданием военной организации, ее подготовкой и применением, направленными на укрепление оборонной способности участвующих в международном сотрудничестве государств и для достижения военных и политических целей.

Так, основными направлениями углубления военного сотрудничества государств – участников Договора о коллективной безопасности в области строительства, подготовки и применения вооруженных сил являются:

  • оказание государствами-участниками взаимной помощи в создании и развитии вооруженных сил;
  • согласование возможных стратегических и операционных направлений, оперативного оборудования территорий государств-участников в интересах коллективной обороны;
  • согласование состава и дислокации сил и средств государств-участников, выделяемых в группировки войск в регионах в целях обеспечения коллективной обороны;
  • согласование мероприятий по созданию совместной (объединенной) системы противовоздушной обороны и других систем;
  • подготовка предложений и достижение договоренностей по совместному использованию элементов военной инфраструктуры государств-участников в целях обеспечения коллективной обороны;
  • развитие единых систем радиолокационного опознавания объектов, проведение совместных тренировок по восстановлению имитостойкого режима опознавания в рамках вооруженных сил государств-участников;
  • разработка и реализация предложений по согласованному использованию радиочастотного спектра, обеспечению электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств;
  • проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств-участников.

Центральное место в этой деятельности занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации каждого участвующего в сотрудничестве государства, его вооруженных сил.

Регулирование данной деятельности осуществляется нормами международных договоров и положениями внутреннего законодательства Российской Федерации. Основой международного сотрудничества в военной области являются международные договоры Российской Федерации.

Так, в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, а сам Договор установил, что нападение на одно из государств-участников является агрессией против всех.

Появление норм МГП, регламентирующих внутренние вооруженные конфликты, превратило их участников в субъектов МГП, а также предопределило первичный уровень субъекта МГП как “воюющей стороны”.

При этом не обязательно быть формальным участником конвенций, необходимо фактически соблюдать их положения, что дает основания требовать того же от противника. Иного выбора на пути гуманизации процесса вооруженной борьбы у мирового сообщества просто нет.

В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г. о защите прав жертв вооруженных конфликтов, впервые было сформулировано понятие “вооруженные силы”.

Статья 43 Дополнительного протокола I определяет, что вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм МГП.

Вооруженные силы создаются и организуются в соответствии с требованиями национальной безопасности и обороны. В состав вооруженных сил могут быть включены: полувоенные организации; вооруженные организации, обеспечивающие охрану порядка. Об этом сторона, находящаяся в конфликте, обязана уведомить другие стороны, находящиеся в конфликте.

Дети моложе 15 лет не должны призываться на службу в вооруженные силы, а при наборе на службу лиц старше 15 лет, но не старше 18 лет в первую очередь набираются лица более старшего возраста (ст. 77 ДП I).

Граждан государства-противника нельзя насильственно привлекать к участию в военных операциях против своего государства. Командование вооруженных сил должно подчиняться руководству воюющей стороны, к которой оно принадлежит, и нести ответственность за свои действия.

В случае немеждународного вооруженного конфликта неправительственные или оппозиционные силы считаются вооруженными силами по смыслу Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям, если они соответствуют дополнительным критериям: осуществляют контроль над частью территории государства; могут вести непрерывные и согласованные военные действия.

С разрешения государства за вооруженными силами могут следовать лица, не входящие в их состав непосредственно, например, гражданские лица, входящие в состав экипажей военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)