Международно-правовая защита жертв войны

В МГП под жертвами войны понимаются лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента. К ним относятся:

  • раненые и больные в действующих армиях и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (I и II Женевские конвенции);
  • военнопленные (III Женевская конвенция);
  • гражданское население, в том числе оккупированных территорий (IV Женевская конвенция).

Наиболее уязвимыми категориями являются военнопленные и гражданское население.

В предложенной И.Н. Арцибасовым системе исследования МГП имеется указание на необходимость изучения понятия “режим военного плена”. Термин “режим” применяется для обозначения установленного порядка чего-нибудь, а также условий деятельности, работы, существования чего-нибудь.

Даже самое общее, теоретическое представление о режиме военного плена приводит к необходимости анализа составных частей проблемы: начало плена, принципы обращения с военнопленными, места и порядок содержания, меры по поддержанию порядка в местах содержания, состав администрации и сфера ее компетенции, питание, одежда и медицинское обслуживание военнопленных, режим их труда и отдыха, ответственность военнопленных (дисциплинарная и уголовная), окончание плена и др.

Помимо этого необходимо четко разграничить сферы ответственности воинских должностных лиц и гражданской администрации в данном вопросе. Безусловно, уже в мирное время такие вопросы должны быть урегулированы в нормативных правовых актах и доведены до всех военнослужащих в объеме, соответствующем занимаемой должности, а также уточнены применительно к специфике видов и родов ВС РФ. Необходимо разработать четкие правила обращения с военнопленными и порядок их поэтапного движения.

Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. Военнопленными, как правило, становятся комбатанты, которые попадают во власть противной стороны (ст. 44, п. 2 ДП I).

Военнопленными считаются также лица:

  • следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (ст. 4 а, параграф 4 ЖК III), они должны иметь специальное удостоверение личности;
  • входящие в экипажи судов торгового флота, которые не пользуются более благоприятным обращением (ст. 4 а, параграф 5 ЖК III);
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны (ст. 4 а, параграф 6 ЖК III).

Если на оккупированных территориях оккупирующая держава решит по соображениям безопасности интернировать личный состав вооруженных сил, вернувшийся к гражданской жизни, она должна обеспечить ему статус военнопленных.

Вместе с тем нейтральная держава, которая интернирует военнослужащих, оказавшихся в поисках укрытия на ее территории, должна при отсутствии более благоприятного обращения предоставить им обращение, предусмотренное для военнопленных (ст. 4 в, параграфы 1 и 2 ЖК III).

Режим военного плена не распространяется на санитарный персонал и священнослужителей, состоящих при вооруженных силах, которые, оказавшись во власти неприятеля, могут быть задержаны лишь в том случае, если этого требуют санитарное состояние, духовные потребности военнопленных. Они могут продолжать осуществлять свои обязанности в отношении военнопленных из состава тех вооруженных сил, к которым принадлежали сами.

Под началом военного плена следует понимать захват комбатанта противника (принудительное лишение возможности оказывать сопротивление) либо его добровольную сдачу в плен (оставление оружия, поднятые вверх руки, выброшенный белый флаг и др. конклюдентные действия).

Может иметь место коллективная сдача в плен в результате местной или общей капитуляции. Военный плен не имеет карательного или позорящего характера, его единственная цель – обезвредить комбатанта и лишить его возможности снова участвовать в военных действиях. Лица, которые сдаются либо вышли из боя в результате ранения или болезни, потерпели кораблекрушение, не должны подвергаться нападению.

Со своей стороны они должны воздерживаться от любого враждебного акта и не пытаться совершить побег (ст. 4, п. 1 и 2 ДП II). Как правило, взятие в плен осуществляется составом отделения, взвода, роты, отсюда особая ответственность командиров подразделений за обращение с задержанными.

Необходимо их обыскать, изъять у них оружие, документы и военное снаряжение, запретить разговоры, разделить по званиям, полу и национальности, тщательно охранять (исключить нанесение ущерба и побеги) и эвакуировать их в тыл. Для этого следует предусмотреть канал эвакуации и о нем должно быть известно командирам подразделений (путем указания в боевом приказе).

Представляется целесообразным определить предельный вес личных вещей, которые может взять с собой задержанный, например: офицер, священник – до 25 кг; унтер-офицер, рядовой – до 18 кг. Задержанные должны быть доставлены на первичный пункт сбора, который организуется на уровне полка, либо на дивизионный центральный пункт сбора, где, собственно, и должно приниматься решение об их дальнейшей судьбе.

Они должны быть обысканы повторно (так как в полосе соприкосновения с войсками противника обыскиваются лишь с целью обнаружения оружия и т.п.), допрошены и переданы военной милиции для содержания под стражей. На этом этапе (по возможности) должна быть проведена их полная санитарная обработка и приняты меры для их дальнейшей эвакуации (направления в лагерь). В определенных случаях задержанные могут быть освобождены и отпущены (под честное слово).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)