Международная торговля услугами
Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть.
Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
- услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;
- услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;
- путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;
- расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;
- заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.
Все вместе это можно назвать выплатами по некоммерческим сделкам, которые осуществляются между гражданами разных стран и отражаются в платежных балансах.
Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:
- строительство и коммунальные услуги;
- торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;
- транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;
- оборона государства и социальные услуги;
- образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;
- другие коммунальные, социальные и личные услуги.
В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.
В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. В другом случае покупатель какой-либо услуги перемещается в страну, ее предоставляющую.
В связи с этим существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:
- трансграничная торговля;
- потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;
- учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;
- перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги. Среди всех секторов мирового хозяйства торговля услугами – один из наиболее быстро развивающихся. Среди причин – резкое снижение транспортных издержек, так как современные способы связи и передачи информации позволяют совершать сделки без личных встреч продавца и покупателя услуги. Повысился спрос на услуги, ранее принимавшие товарную форму, – услуги финансового характера, банков, страховых компаний.
Очень трудно определить реальные показатели рынка услуг, так как затруднительно точно подсчитать расходы людей различных категорий во время пребывания за границей, а также доходы от трудовой деятельности иностранцев за рубежом, которые они переводят в свою страну.
Трудности расчетов связаны с тем, что услуга предоставляется вместе с товаром и стоимость товара частично состоит из услуги. Кроме того, услуги упоминаются во внутрифирменном обмене. В этом случае стоимость услуги не определяется вообще, так как не существует рынка для этих видов услуг. А иногда (например, в медицине) услугу невозможно отделить от самого товара.
При учете не рассматриваются доходы, полученные по банковским или страховым операциям, если деньги были в обороте этой же страны.
Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые. Это связано с тем, что в развивающихся странах сфера услуг еще не достигла высокого уровня развития. В большинстве из них сальдо по внешней торговле услугами – отрицательное. Но все же некоторые страны могут быть довольно крупными экспортерами услуг, например туристических.
Услуги разнообразны по своему содержанию, и их нельзя объединить в единый рынок, имеющий свои общие черты. Но можно говорить о тенденциях.
ТНК применяют наукоемкие технологии, и, следовательно, значительная часть стоимости ТНК – стоимость различных услуг: послепродажное обслуживание техники, программное обеспечение для компьютера и т. д. Таким образом, все возрастающие масштабы деятельности ТНК, а следовательно, более широкое распространение услуг ставят на повестку дня вопрос о регулировании рынка услуг как на отраслевом, государственном, так и на международном уровне.
Сейчас регулирование осуществляется на различных уровнях. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем.
Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами.
На региональном уровне рынок услуг может подвергаться регулированию со стороны интеграционных соглашений.
Если говорить о мировом уровне, то долгое время это было сферой компетенции Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Но по предложению США с 1980-х гг. торговлей услугами стала заниматься ГАТТ.
Суть предложений США в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равенство производителей, транспарентность и т. д.). Но с этими вопросами возникает ряд трудностей, которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев потребляется практически одновременно с ее изготовлением. Контроль над производством, следовательно, значит контроль инвестиций.
При инвестировании ГАТТ уравнивает права национальных и иностранных фирм.
Развивающиеся страны проводят политику, направленную на контроль за той деятельностью, которую осуществляют иностранные корпорации на их территории.
В 1986 г. в Пунта дель Эсте страны договорились об обсуждении проблем торговли услугами на международном уровне. В результате приняли специальное соглашение – ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами).
ГАТС состоит из трех частей:
- рамочное соглашение, которое определяет общие правила торговли услугами;
- специальные соглашения. Они применяются по отношению к определенным сервисным отраслям;
- список обязательств национальных правительств, которые представляют собой меры по снижению и снятию ограничений в сервисных отраслях.
В дальнейшем государства пришли к соглашению о либерализации торговли услугами. Регулированию подвергаются сферы телекоммуникаций, транспорта и финансовой деятельности.
Начиная с 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами стало частью пакета документов при создании Всемирной торговой организации. Сейчас ГАТС функционирует не как самостоятельная организация, а в рамках ВТО.
- Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
- Макроэкономическая роль валютного курса
- Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- ВТО и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Роль системы ООН в развитии многостороннего регулирования международных экономических отношений
- Общие положения международных экономических организаций и соглашений
- Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу