Метрологическое обеспечение и его основы

Метрологическое обеспечение, или сокращенно МО, представляет собой такое установление и использование научных и организационных основ, а также ряда технических средств, норм и правил, нужных для соблюдения принципа единства и требуемой точности измерений.

На сегодняшний день развитие МО движется в направлении перехода от существовавшей узкой задачи обеспечения единства и требуемой точности измерений к новой задаче обеспечения качества измерений.

Смысл понятия «метрологическое обеспечение» расшифровывается по отношению к измерениям (испытанию, контролю) в целом. Однако данный термин применим и в виде понятия «метрологическое обеспечение технологического процесса (производства, организации)», которое подразумевает МО измерений (испытаний или контроля) в данном процессе, производстве, организации.

Объектом МО можно считать все стадии жизненного цикла (ЖЦ) изделия (продукции) или услуги, где жизненный цикл воспринимается как некая совокупность последовательных взаимосвязанных процессов создания и изменения состояния продукции от формулирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации или потребления.

Нередко на этапе разработки продукции для достижения высокого качества изделия производится выбор контролируемых параметров, норм точности, допусков, средств измерения, контроля и испытания.

А в процессе разработки МО желательно использовать системный подход, при котором указанное обеспечение рассматривается как некая совокупности взаимосвязанных процессов, объединенных одной целью. Этой целью является достижение требуемого качества измерений.

В научной литературе выделяют, как правило, целый ряд подобных процессов:

  • установление номенклатуры измеряемых параметров, а также наиболее подходящих норм точности при контроле качества продукции и управлении процессами;
  • технико—экономическое обоснование и выбор СИ, испытаний и контроля и установление их рациональной номенклатуры;
  • стандартизация, унификация и агрегатирование используемой контрольно—измерительной техники;
  • разработка, внедрение и аттестация современных методик выполнения измерения, испытаний и контроля (МВИ);
  • поверка, метрологическая аттестация и калибровки КИО или контрольно—измерительного, а также испытательного оборудования, применяемого на предприятии;
  • контроль за производством, состоянием, применением и ремонтом КИО, а также за точным следованием правил метрологии и норм на предприятии;
  • участие в процессе создания и внедрения стандартов предприятия;
  • внедрение международных, государственных, отраслевых стандартов, а также иных нормативных документов Госстандарта;
  • проведение метрологической экспертизы проектов конструкторской, технологической и нормативной документации;
  • проведение анализа состояния измерений, разработка на его основе и проведение различных мероприятий по улучшению МО;
  • подготовка работников соответствующих служб и подразделений предприятия к выполнению контрольно—измерительных операций.

Организация и проведение всех мероприятий МО является прерогативой метрологических служб. В основе метрологического обеспечения лежат четыре пласта. Собственно, они и носят в научной литературе аналогичное название – основы. Итак, это научная, организационная, нормативная и техническая основы.

Особое внимание хотелось бы обратить на организационные основы метрологического обеспечения.

К организационным службам метрологического обеспечения относят Государственную метрологическую службу и Ведомственную метрологическую службу

Государственная метрологическая служба, или сокращенно ГМС несет ответственность за обеспечение метрологических измерений в России на межотраслевом уровне, а также проводит контрольные и надзорные мероприятия в области метрологии.

В состав ГМС входят:

  1. Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические научно—исследовательские институты, отвечающие согласно законодательной базе за вопросы применения, хранения и создания государственных эталонов и разработку нормативных актов по вопросам поддержания единства измерений в закрепленном виде измерений.
  2. Органы ГМС на территории республик, входящих в состав РФ, органы автономных областей, органы автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт—Петербурга.

Основная деятельность органов ГМС направлена на обеспечение единства измерений в стране. Она включает создание государственных и вторичных эталонов, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государственный надзор за состоянием, применением, производством, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство МС юридических лиц. Руководство ГМС осуществляет Госстандарт.

Ведомственная метрологическая служба, которая согласно положениям Закона «Об обеспечении единства измерений» может быть создана на предприятии для обеспечения МО Во главе ее должен находиться представитель администрации, обладающий соответствующими знаниями и полномочиями

При проведении мероприятий в сферах, предусмотренных ст 13 указанного Закона, создание метрологической службы является обязательным.

В числе подобных сфер деятельности можно назвать:

  • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, поддержание безопасности труда;
  • торговые операции и взаиморасчеты между продавцами и покупателями, в которые включаются, как правило, операции с использованием игровых автоматов и других устройств;
  • государственные учетные операции;
  • оборона государства;
  • геодезические и гидрометеорологические работы;
  • банковские, таможенные, налоговые и почтовые операции;
  • производство продукции, поставляемой по контрактам для нужд государства в согласии с законодательной базой РФ;
  • контролирование и испытания качества продукции для обеспечения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;
  • сертификация товаров и услуг в обязательном порядке;
  • измерения, проводимые по поручению ряда госорганов: суда, арбитража, прокуратуры, государственных органов управления РФ;
  • регистрационная деятельность, связанная с национальными или международными рекордами в сфере спорта.

Метрологическая служба государственного органа управления подразумевает в своем составе следующие компоненты:

  1. Структурные подразделения главного метролога в составе центрального аппарата госоргана.
  2. Головные и базовые организации метрологических служб в отраслях и подотраслях, назначаемые органом управления.
  3. Метрологическая служба предприятий, объединений, организаций и учреждений.

Другим важнейшим разделом МО являются его научные и методические основы.

Так, основным компонентом данных основ становятся Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), которые создаются из состава находящихся в ведении Госстандарта предприятий и организаций или их структурных подразделений, выполняющих различные операции по вопросам создания, хранения, улучшения, применения и хранения госэталонов единиц величин, а, кроме того, разрабатывающих нормативные правила для целей обеспечения единства измерений, имея в своем составе высококвалифицированные кадры.

Присвоение какому—либо предприятию статуса ГНМЦ, как правило, не влияет на форму его собственности и организационно—правовые формы, а означает лишь причисление их к группе объектов, обладающих особенными формами господдержки.

Основными функциями ГНМЦ являются следующие:

  • создание, совершенствование, применение и хранение госэталонов единиц величин;
  • проведение прикладных и фундаментальных научно—исследовательских и конструкторских разработок в сфере метрологии, в число которых можно включить и создание различных опытно—экспериментальных установок, исходных мер и шкал для обеспечения единства измерений;
  • передача от госэталонов исходных данных о размерах единиц величин;
  • проведение государственных испытаний средств измерений;
  • разработка оборудования, требующегося для ГМС;
  • разработка и совершенствование нормативных, организационных, экономических и научных основ деятельности, направленной на обеспечение единства измерений в зависимости от специализации;
  • взаимодействие с метрологической службой федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий, обладающих статусом юридического лица;
  • обеспечение информацией по поводу единства измерений предприятий и организаций.
  • организация различных мероприятий, связанных с деятельностью ГСВЧ, ГСССД и ГССО;
  • проведение экспертизы разделов МО федеральных и иных программ;
  • организация метрологической экспертизы и измерений по просьбе ряда государственных органов: суда, арбитража, прокуратуры или федеральных органов исполнительной власти;
  • подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;
  • участие в сопоставлении госэталонов с эталонами национальными, наличествующими в ряду зарубежных государств, а также участие в разработке международных норм и правил.

Деятельность ГНМЦ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 100.

Важным компонентом основы МО являются, как было сказано выше, методические инструкции и руководящие документы, под которыми подразумеваются нормативные документы методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту Российской Федерации.

Так, в сфере научных и методических основ метрологического обеспечения Госстандарт России организует проведение научно—исследовательских мероприятий и опытно—конструкторских работ в закрепленных областях деятельности, а также устанавливает правила проведения работ по метрологии, стандартизации, аккредитации и сертификации, а также по госконтролю и надзору в подведомственных областях, осуществляет методическое руководство этими работами.

А так же осуществляет методическое руководство обучением в областях метрологии, сертификации и стандартизации, устанавливает требования к степени квалификации и компетентности персонала. Организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)