Методы педагогического исследования

Методы исследования — это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Имеются всеобщие методы, общенаучные, специально научные методы познания.

К всеобщим методам относится анализ явлений на основе законов диалектики, философские методы. Педагогика использует методы гуманитарных и естественных наук: теоретические, эмпирические, математические.

Теоретические методы – это анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование, мысленный эксперимент.

Они служат для интерпретации, анализа и обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий, обоснования научных положений.

Интересно
Эмпирические методы служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы (анкета, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения (воспитания) с целью выявления его эффективности.

В эксперименте проверяется гипотеза — научно обоснованное предположение о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс названных методов. Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр.

Студент педвуза должен знать назначение и процедуры применения методов, уметь использовать их во время практики в школе, в курсовом и дипломном исследовании. Подробней надо смотреть в специальной литературе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)