Методология педагогической науки и практики

Методология (знание о способе) — это область знания о принципах и средствах организации познавательной и практической деятельности; это сами принципы, методы и средства организации теоретической и практической деятельности.

Общенаучная методология представляет философские исходные положения научного познания и деятельности. Для отечественных педагогов такой методологией до сих пор является материалистическая философия, хотя в настоящих условиях возможна смена методологических позиций.

Материализм стоит на принципе детерминизма, исходит в понимании мира из законов диалектики, объективности материи и пр.

Частно научной методологией является гносеологический инструмент в конкретной науке, то есть общее понимание предмета и методов его исследования. Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о социальной сущности личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания.

Интересно
Иные методологические представления и знания лежат в основе религиозной педагогики, педагогики позитивизма, бихевиоризма, экзистенциализма и других педагогических учений. Но всегда методология педагогики — это система знаний об основах и структуре педагогической теории, о методах педагогического исследования.

Она указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)