Методологические и общетеоретические основы педагогической концепции процесса обучения

В философии слово «методология» означает систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологической основой процесса обучения является гносеология (философия познания), которая рассматривает познание как процесс активного отражения реальной действительности в сознании человека.

Процесс активного познания учащимися в обучении основан на противоречиях, которые выступают в качестве движущих сил учебного процесса. Основным движущим противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся выполнять эти требования.

В самом общем виде основное противоречие проявляется в противоречиях содержательной (знания, умения), мотивационной потребности и операционной (способы познания) сторон обучения. Эти противоречия существуют между прежним уровнем знаний учащихся и новым; между полученными знаниями и отсутствием умения их использовать; между требуемым и имеющимся у учащихся уровнем отношений к учению; между сложной познавательной задачей и недостаточным знанием способов ее решения. В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые находят отражение в образовательном процессе.

Можно выделить несколько альтернативных философских основ, выступающих в концепциях педагогических технологий:

  • материализм и идеализм;
  • гуманизм и антигуманизм;
  • антропософия и теософия.

В России превалирует диалектико-материалистическая философская основа, в которой основными системообразующими являются следующие принципы понимания действительности.

Принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание.

Принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познания, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика.

Принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.

Теософия является содержательным фундаментом школ религиозного направления, имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи правильные представления о добре и зле, нравственном поведении.

Антропософия преследует цель строго ориентированного миросозерцания, направленного на исследование не материальных, а духовных ценностей, дает ответы на вопросы о смысле, целях жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)