Методика конструирования уроков на базе новых информационных технологий
Тенденции, наблюдаемые на современном этапе развития общества, характеризуют его как информационное. В связи с этим претерпевают коренные изменения система образования в целом, цепочка педагогического взаимодействия «учитель – ученик» и собственно труд учителя.
Творческий поиск учителей связан с применением системы самостоятельных работ, рациональным использованием труда и времени на уроке, дифференцированным подходом к обучению учащихся, созданием собственных методических систем и технологий обучения. Достаточно массовым стало использование лекционно-семинарской системы, проблемных и имитационно-игровых моделей обучения.
В то же время, разнообразие дидактических и методических подходов, огромных информационных потоков убеждает в необходимости создания системы конструирования современного урока на основе новых информационных технологий.
Предлагаемый «конструктор» представляет собой набор папок, в котором по различным темам учебной программы по информатике хранятся формулировки целей и учебных задач, варианты мотивации учебной деятельности, планы бесед и лекций, дидактические материалы, рисунки, схемы, таблицы, варианты контроля и коррекции знаний учащихся и т.д. При создании «конструктора» мы руководствовались представлением об уроке как о сложном педагогическом объекте, который имеет свой состав и строение.
Общая структура урока характеризуется следующими компонентами:
- актуализацией уже полученных знаний и освоенных способов действий;
- формированием новых знаний и способов действий;
- применением, то есть формированием умений.
Более конкретные этапы урока можно рассматривать как результат разукрупнения компонентов его общей дидактической структуры.
В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:
- Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний.
- Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.
- Организация восприятия и осознания нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Первичная проверка правильности восприятия новых знаний.
- Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.
- Осмысление содержания и последовательности практических действий.
- Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы, теоретическая интерпретация полученных результатов.
- Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
- Повторение, обобщение и систематизация понятий; усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
- Проверка знаний учащимися фактического материала.
- Проверка знания учащимися основных понятий.
- Применение знания в стандартных условиях.
- Применение знаний в измененных условиях.
- Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
- Подведение учителем итогов работы на уроке.
- Сообщение и комментирование домашнего задания.
Знание особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяет учителю конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью каждого из них, продолжительностью и взаимодействием. Урок издавна был объектом классификации, но до сих пор в педагогике нет единой типологии уроков.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
Остановимся на классификации уроков по основной дидактической цели, выделим их этапы. Классификация уроков по основной дидактической цели В используемом нами «конструкторе» в папках, имя которых совпадает с названием темы курса информатики, находятся вложенные папки, названные в соответствии с этапом урока. В эти папки помещаются файлы с учебно-методическими материалами.
В соответствии с выбранной структурой урока учитель имеет возможность легко подобрать учебный материал. Монтаж конспекта урока предлагаем производить с помощью текстового редактора Word и программы PowerPoint. В первом случае мы получаем конспект на бумажном носителе, во втором – его электронную версию или компьютерную демонстрацию.
В случае необходимости учитель имеет возможность корректировать структуру и содержание урока. Использование предложенного нами «конструктора» значительно экономит время для изменения последовательности основных этапов, оптимального подбора видов деятельности, насыщения их соответствующими заданиями и дидактическими материалами.
Эффективность подготовленного таким способом урока зависит от следующих причин:
- следует тщательно продумать и осмыслить цели урока;
- исходя из конечного результата, точно сформулировать учебные задачи на понятном для ученика языке;
- важно обеспечить адекватные содержанию учебного материала и методам обучения формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- следует учесть, какой характер деятельности учащихся будет доминировать на уроке;
- обязательно прогнозировать конечный результат.
Предлагаемая нами методика конструирования уроков на основе новых информационных технологий не претендует на универсальность. Однако данная модель уже в течение нескольких лет успешно используется для подготовки уроков математики, информатики, химии, биологии и экологии.
Опыт показывает, что каждый учитель в своей работе реализует какую-либо педагогическую идею, применяет индивидуальную методическую «инструментовку». Наш подход к конструированию уроков позволяет построить учебный процесс на основе согласованного и творческого взаимодействия учащихся между собой, с учителем.
- Использование активных методов обучения на уроках
- ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
- Использование преимуществ информационных и коммуникационных технологий
- Педагогические аспекты использования среды ВикиВики
- Тенденция развития сетевых сообществ
- Сетевые социальные сообщества
- Сообщества обычные и виртуальные
- Сеть как среда для сообществ
- Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу