Мастер и МАССОЛИТ
Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу.
Но в любое время находятся люди, действующие вопреки будничной логике. Для них единственно важным является их мироощущение, их понимание добра и зла.
Конечно, может показаться, что один не может противостоять толпе. Один в поле не воин. Но в данном случае, когда речь идет о творчестве, уместнее упомянуть другое: и один в поле воин.
Да и вообще, с моей точки зрения, творчеством можно назвать только деятельность Мастера.
Действительно, говоря о членах МАССОЛИТа, Булгаков описывает просто скопище человеческих пороков.
Грибоедов, то есть Дом литераторов, воспринимается как хороший ресторан, как бильярдная, как касса, но не как дом искусства.
Булгаков идет дальше. Он уподобляет Грибоедов аду. “К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там”, – с уверенностью воскликнул Бездомный. Конечно, где быть дьяволу, как не в аду.
Не случайно последней проделкой свиты Воланда был поджог Грибоедова. Мессир говорит, что нужно будет строить новое здание. Остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего”, – произносит Воланд.
“- Так и будет, мессир, – сказал Коровьев.
– Уж вы мне верьте, – добавил кот”.
Если сам дьявол говорит о новом здании, то конечно же людям (тем более) нужно надеяться на лучшее. Но в рамках произведения Булгакова этого лучшего не появляется.
Но, как и для любого писателя, для него важна реакция читателя. Но понимание он находит лишь в Маргарите. Его коллегами движет только зависть. Они используют его произведения в собственных интересах. Так появляются критические статьи Латунского и прочих.
Таким образом, можно сказать, что к концу произведения исчезают обе концепции. Грибоедов сгорел, Мастер ушел в другой мир. Вероятно, появится что-то третье, где не будет пошлости МАССОЛИТа, не будет и слабости Мастера. Это идеал, к которому следует стремиться, но которого вряд ли удастся достичь.
- Любимый журнал
- Рецензия на книгу Желязны Ночь в тоскливом октябре
- Я хочу рассказать вам о книге Хеллера Поправка-22
- Я хочу рассказать вам о книге Толкина Властелин колец
- Рецензия на произведение Грильпарцера Праматерь в переводе А. Блока
- Рецензия на прочитанную книгу Дж. Лондона Морской волк
- Концепция личности в раннем творчестве Дж. Лондона
- Мефистофель и Фауст
- Образ Дон Жуана в комедии Ж. Б. Мольера
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу