Логические уровни сознания

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так – фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства.

На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям – проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны.

Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник – это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, – часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию.

Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два – три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

  • фрактальность, т. е. самоподобие организации;
  • иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;
  • возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;
  • психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;
  • взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;
  • изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень

Уровень окружения

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это – огонь», «Это – вода», «Это – цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты.

Это пустота отсутствия – в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень

Уровень поведения

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит – вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается.

Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Третий логический уровень

Уровень навыков и способностей

Когнитивные вопросы: «Как?», «Каким образом?»

Переходная зона между вторым и третьим логическими уровнями имеет наибольшее значение; это барьерная мембрана, отделяющая проявления от личности собственно. Перенесение центра осознания на третий уровень с периферии сопровождается рядом изменений состоя­ний сознания и зримых телесных проявлений, которые для практика служат маркером такого перехода.

С точки зрения психики, возникают первые признаки разделения внимания, когда вектор его направлен одновременно вовне (причем «сквозь» два периферических уровня, феномены которых осознаются и вовнутрь, к собственным глубинным слоям, которые пока не осознаются) но существование которых начи­нает осознаваться; таким образом, осознается присутствие некой осно­вы своей психосоматической организации, которая, действуя вне зоны осознания, «выносит» на третий логический уровень некоторые гото­вые решения, желания, побуждения.

Эта основа трактуется как бессоз­нательное, интуиция и т. д. С точки зрения телесных проявлений, впер­вые фиксируются признаки транса – замедленное дыхание, замирание мимики, жестикуляции, глазодвигательной активности, гиперемия лица и т. д.

Третий уровень – это уровень операций. Сознание начинает проявлять свойства нелинейности, что связано с выбором способов отреагирования, предполагающих учет собственной личности и «вычерчивание» некоторой линейной траектории действия, для че­го необходим анализ, по крайней мере, плоскостных моделей. Эти модели пока не осознаются, но их присутствие в зоне бессозна­тельного предполагается.

Человек начинает рассуждать о себе, о своих возможностях и уме­ниях. Характерны высказывания типа: «Я знаю такие-то способы раз­жечь (погасить) огонь», «Я могу запрудить реку», «Я могу пойти в дру­гой магазин и найти более низкую цену».

Сильно изменяется физиоло­гия: дыхание становится  глубже, темп речи замедляется, в голосе появляется больше низких тонов, уменьшается жестикуляция. Появля­ются вполне определенные, линейные по своей сути телесные ощуще­ния, и это понятно, поскольку любые операции, связанные с феноме­нами реальности, в том числе и внутренняя деятельность, неизбежно выражаются в конкретных психосоматических актах. Состояние неглу­бокого транса, в которое погружается человек, порождает комплекс проявлений, которые часто и неточно называют «внутренней энергией».

Реальность оппозиционируется по принципу «Я» – «не Я», при­чем первое воспринимается как активная, а второе – как пассивная сторона. Отреагирование, выступающее в виде навыка, расклады­вается на последовательность операций, связанных с конкретным вмешательством в ход внешних процессов; каждая такая операция может быть по отдельности изучена, описана и оценена. Эти ли­нейно-цепочечные программы или навыки, состоящие как из осоз­наваемых, так и из бессознательных шагов, могут быть формализо­ваны в виде стратегий.

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представ­ления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширительном смысле этот термин используется также в от­ношении всякого линейного отреагирования, всякой цепочечной

Отражение реальности происходит через призму человеческой деятельности и процессуально смыкается с отреагированием; отреагирование само становится предметом отражения – таким образом, отреагирование впервые осознается в качестве субъективного процесса и инструмента воздействия на реальность. Причинно-следственные связи прослеживаются, но лишь в пределах операционных цепочек; реаль­ность воспринимается как некая совокупность объектов манипулиро­вания.

Возникающие телесные ощущения закономерно следуют из осо­знания самого себя активным участником некоторого процесса. Нели­нейность мышления ограничивается плоскостью событий, в рамках которой выстраивается заданная и обусловленная навыками процессу­альная линейность; плоскость мышления образуется парой процессу­альных цепочек, пересекающихся между собой, а операционное воз­действие, по сути, сводится к «переключению», к дилемме выбора.

Это уровень рецептурного обобщения опыта.

Четвертый логический уровень

Уровень верований, ценностей, убеждений

Когнитивные вопросы: «Почему?», «Зачем?».

Это уровень установления закономерностей и целеполагания. На этом уровне феномены разделения внимания наиболее явственны: во-первых, в окружающей реальности вычленяются целые сектора, сово­купные контексты, т. е. целостные жизненные ситуации, что само по себе невозможно без привлечения прошедшего опыта и модельного конструирования, во-вторых, феномены реальности воспринимаются сквозь призму собственной линейной активности третьего уровня. При этом происходит привязка текущих событий к совокупному внутрен­нему состоянию.

Характерны высказывания типа: «Если можно зажечь сосновое по­лено и согреться, то с тем же успехом и теми же средствами можно зажечь, чтобы согреться, и березовое полено», «Я могу запрудить реку, чтобы установить колесо водяной мельницы и молоть муку», «Чтобы сэкономить деньги, я должен походить по магазинам и поискать цены пониже, но, если я хочу сэкономить время, я сделаю покупку в бли­жайшем магазине».

Телесные проявления характеризуются дальнейшим углублением дыхания, замедлением темпа речи, уменьшением или полным прекращением жестикуляции. Телесные ощущения весьма глубоки, причем в поле перцепции начинает преобладать именно кине­стетическая составляющая. Нарастает состояние транса.

На этом уровне происходит формирование карт реальности по прин­ципу установления пространственно-временных и причинно-следст­венных связей в пределах выделенных контекстов, т. е. выработка убеж­дений. Важно понять, что карты принципиальным образом отличаются от линейных операционных схем третьего уровня. Это не расширение таковых, а принципиально иной способ отражения, полностью нелиней­ный.

Карта характеризуется тем, что она полностью охватывает выбран­ный контекст, хотя может и не быть достаточно детализированной (абсо­лютно полная детализация принципиально невозможна); в любом случае это – модель конкретной жизненной ситуации или целого комплекса си­туаций. Карта обязательно включает конкретные пространственно-временные и причинно-следственные маркеры, от которых производится отсчет.

Они в совокупности позволяют идентифицировать контекст и выбрать правила игры. В рамках одной и той же карты могут формиро­ваться разные цепочки действий, т. е. разные навыки, разные стратегии; более того, они могут не только перениматься, но и конструироваться с заданной целью, т. е. в дополнение к механизмам научения задействуются механизмы творчества. Говоря метафорически, карта позволяет, опре­делив исходную (оценка ситуации) и конечную (целеполагание) точки пути, вычислить траекторию движения, спланировать маршрут и ото­брать необходимые для его прохождения средства (формирование стра­тегии).

Правила игры – принципы, по которым в рамках одной и той же карты бракуются или одобряются различные варианты стратегий; разу­меется, таких систем отбора в рамках одной и той же карты может быть несколько, но то, что мы называем картами, очерчено лишь контексту­ально, поэтому правила игры – это тоже карта, только целиком ориенти­рованная на внутреннюю деятельность. Ситуация выглядит следующим образом: человек действует в определенном контексте (к примеру, это контекст дружеской беседы) – такой контекст связан с внешней дея­тельностью.

Но на четвертом логическом уровне внешняя и внутрен­няя деятельность параллельны. Таким образом, одновременно присут­ствует и контекст выбора правил игры. На четвертом уровне увязка карт между собой не осознается, и, соответственно, контекст выбора правил игры также остается за рамками осознания – правила игры являются «как бог из машины» и чаще всего также, в свою очередь, четко не осознаются.

Карты одновременно привязаны к пространственно-временным и причинно-следственным системам координат и топологически в первом приближении представляют собой упорядоченные пакеты плоско­стей, реализуемых в некотором многомерном пространстве. Правила игры, как дополнительная карта, управляющая внутренней деятельно­стью, позволяет из таких пакетов отбирать приемлемые плоскости, на которых и строится конкретная стратегия.

Ясно, что каждое человеческое существо пользуется неограничен­ным множеством карт, поскольку и контактов существует неограни­ченное множество. Рост и «прорисовка» конкретных карт происходит в течение всей человеческой жизни.

Здесь неизбежно встают вопросы о точности картирования, т.е. о соответствии карт и реальности (если такое соответствие отсутствует, карта неизбежно порождает ошибочные стратегии, ведущие к плачев­ным результатам), о точности идентификации контекста – (неверное разделение контекстов также приводит к сбоям отреагирования) и, на­конец, о выборе правил игры.

В процессе восприятия карты действуют подобно специфическим фильтрам: включенные в них маркеры позво­ляют классифицировать новый опыт, помещать его в уже существую­щую ситуационную модель. Опять-таки, если карта, выступающая как фильтр в процессе отражения, дефектна, новая информация может восприниматься неверно или просто не находить себе места – и целые секторы реальности могут как бы не замечаться, выпадать из зоны осознания. Будем называть неверные карты ложными, неверное опре­деление контекстов – смешением таковых.

Таким образом, оценку системы убеждений можно вывести за пре­делы пустого резонерства и морализаторства. Можно вовсе не обсуж­дать их идеологическое содержание, сосредоточившись на проблемах аутентичности и достоверности.

Важно понимать, что на четвертом логическом уровне не происходит позиционирование карт относительно друг друга, а личность распадается на ряд контекстуальных масок. Это уровень обобщения опыта, локального моделирования реальности и творческого конструирования.

Пятый логический уровень

Уровень парадигмы и мировоззрения

Когнитивные вопросы: «Каков мир?», «Каково мое место в мире?».

Это уровень высшей интеграции опыта.

На пятом логическом уровне внимание еще распределено между внешним и внутренним пространством, но более обращено вовнутрь, к скрытому пока, но уже ощущаемому ядру личности. Внешнее же воспринимается через внутреннее, через целостные представления карты. На базе близкого ядра или подлинного Я происходит синтез всех карт в целостное представление о мире, в целостное мировоз­зрение, которое неизбежно включает и позиционирование самого себя среди феноменов Вселенной.

Вербальная активность весьма затруднена, поскольку структура языка уже плохо обслуживает топологию этого уровня – многомер­ность, погруженную в некое универсальное бесконечномерное прос­транство, которое мы будем, не вдаваясь пока в математические под­робности, называть Универсальным объемом.

Характерны высказы­вания, связывающие внешние феномены, воспринимаемые как уни­версальные категории, с внутренними структурными ощущениями: «Огненный шар, сформировавшийся в нижней части моего живота, поднимается вверх и имеет окраску: сначала он, как закатное солнце, затем, как солнце в полдень, и наконец, как солнце на рассвете», «Я чувствую, как нечто струится во мне, от макушки вниз – это похоже на родник, согретый летним полднем», «Я знаю, какую цену плачу за это состояние гармонии и покоя» и т. д.

Телесное состояние характе­ризуется признаками глубокого транса, все внешние проявления за­мирают; тело воспринимается как единая цельная структура, почти кристаллическая, полностью связная и взаимозависимая – на этом фоне становятся видны все ее изъяны, разрывы, асимметрии.

Единые и доселе несвязные карты объединяются в единую картину, космограмму, которая позволяет сортировать, оценивать и синтезировать новые карты. Если космограмма проработана, мы говорим: «Это – цель­ный человек», «У этого человека целостное мировоззрение». Отражение и отреагирование предельно сближаются, превращаются практически в еди­ное целое, база их взаимодействия – это почти исключительно внутренняя деятельность. Внешние действия сдержанны, но точны и быстры. Это уро­вень абстрагирования и обобщения.

Шестой логический уровень

Уровень самоидентификации

Когнитивные вопросы: «Кто я такой?», «Что есть все?», «В чем смысл жизни?».

Переход от пятого к шестому логическому уровню (еще одна барьер­ная мембрана) это переход от собственно личности к ядру личности. В этой зоне всегда почти можно наблюдать характерные телесные и психи­ческие феномены, которые опять-таки маркируют такой переход. Это оп­ределенные непроизвольные движения, в сумме создающие впечатления пересборки, пересоздания всей совокупности телесной организации.

Важ­но понимать, что такая пересборка действительно происходит, а если ее нет, нет и самого перехода. Выясняется, что метафора «внутренний стер­жень» основана на систематически наблюдаемых фактах. Параллельно активизируются воспоминания, связанные в том числе и с ранним детством, и основанные на таких воспоминаниях сны; фиксируются и осознают­ся глубокие трансформации, происходящие с телом.

Эти ощущения могут быть неприятны и пугающи – они слишком необычны и, кроме того, прежняя структура «сопротивляется» им. Иногда в самый момент перехо­да, когда пересборка начинает осознаваться, возникает спонтанное проти­водействие такому процессу – вплоть до агрессии по отношению к тера­певту или иному лицу, инициировавшему такой переход.

Очень интересен и обратный переход с шестого уровня на пятый – ок­ружающая реальность воспринимается какое-то время как плоский и туск­лый макет подлинного Космоса; вместе с тем в ее плоти одновременно и параллельно различимы мельчайшие подробности – восприятие предельно четко. Пересборка, произошедшая при переходе на шестой уровень, сохра­няется и фиксируются новые оси симметрии, становясь привычными и базовыми для организации на всех подчиненных логических уровнях.

Вектор внимания полностью направлен вовнутрь себя, и через себя воспринимается вся реальность. Это именно то состояние, о котором Упанишады говорят: «Та tvam asi» – «Ты есть то». Все воспринимается как совокупное и неразделимое целое, с которым неразрывно связано и собственное «Я».

Вербальная активность крайне затруднена, наиболее частыми становятся высказывания типа: «Это как огонь, но не обычный огонь», «Это как течение воды, но не обычное течение», «Я плачу мою цену, но это не плата, а будто бы я сам получаю плату» и т. д. Телесное состояние характеризуется глубоким «медитативным» трансом (тем, что в разных традициях называется «благодатью», «просветлением», «сатори», «самди», «самадхи» и т. д.).

Это состоя­ние характеризуется, кроме того, «пустотой», «отсутствием» мысли, прекращением внутреннего диалога, «пустотой», «молчанием» всего тела. На этом следует остановиться особо. Это не та пустота, что свойственна первому логическому уровню, – не пустота отсутствия, но, напротив, полное присутствие, наполненность.

Здесь уместно вспомнить близкие по смыслу традиционные представления. В буддизме махаяны категория шуньяты – «пустотности», которой характеризуется состояние нирваны, предполагает именно такую пустотность абсолютной наполненности.

То же подра­зумевает концепция Божественного мрака ранних Отцов Церкви, -Дионисий Ареопагит пишет: «Божественный мрак – это тот непри­ступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пре­бывает Бог. А поскольку невидим Он и неприступен по причине сво­его необыкновенно яркого сверхъестественного сияния, достичь Его может только тот, кто, удостоившись боговедения и боговидения, погружается во Мрак, воистину привосходящий ведение и видение, и познав неведением и невидением, что Бог запределен всему чувственно воспринимаемому и умопостигаемому бытию, восклицает вме­сте с пророком: «Дивно для меня ведение Твое, не могу постигнуть его».

В современной науке аналогом может являться концепция Поля Дира­ка – так называемое «море Дирака»: абсолютный вакуум в ней оказывается абсолютно плотным («исполненным») образованием, которое потому и воспринимается как пустота, что полностью структурировано и не имеет изъяна. Вынесение из такой плотности элементарной частицы, которая при этом приобретает энергию, порождает в структуре вакуума «дырку», кото­рая воспринимается как античастица, обладающая равной частице энерги­ей.

Здесь мы, кажется, впервые сталкиваемся с представлениями о том, что энергия как таковая – это всего лишь разрушение структуры, потеря ин­формационной насыщенности системы. На этом уровне космограмма син­тезируется с чувством подлинного «Я» в некое единство, снимающее оппо­зицию «Я» – «не Я», но, вместе с тем, не отменяющее «Я» как таковое.

От­реагирование и отражение здесь не представлены – их действие ограничено зонами проявлений личности и собственно личности; ядро, напротив, – это зона высших анализа, интеграции и воления, зона, где цен­тростремительные сигналы процесса отражения преломляются в центро­бежные импульсы отреагирования. Это уровень самопознания.

Седьмой логический уровень

Уровень проекции абсолюта

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» –  «Ты есть То»).

Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Понятие стратегии было сформировано в НЛП: каждый навык представим в виде определенной бессознательной программы с четкой последовательностью шагов – визу­альных, аудиальных, кинестетических. Это и есть стратегия. Ее можно сравнить со сжа­тым, ускоренным в сотни раз фильмом, длительность которого не превышает нескольких секунд. Каждый кадр такого фильма – конкретная картинка, звук, ощущение, которые человек представляет совершенно определенным, стереотипным образом.

Каждый такой шаг имеет свои параметры, или субмодальности: форму, размер, четкость, яркость, освещенность и т. д.; если речь идет о звуке, то он обязательно имеет определенную гром­кость, высоту тона, тембр, мелодичность и т. д.; каждое ощущение наделено собственной локализацией в теле, интенсивностью, может быть подвижным или статичным… Чело­веком осознаются только конечные, кинестетические шаги таких стратегий, а визуальные и аудиальные – находятся вне зоны его осознания.

Структурная психосоматика несколько видоизменяет эти представления: во-первых, оказывается, что аудиальные и визуальные шаги при определенных условиях и с позиций определенного уровня могут быть, как это будет показано ниже, полностью осознаны; во-вторых, именно стратегия связывает личность и ее проявления. Эти строго линейные образования формируются на базе четвертого логического уровня и развиваются от навыка (третий уровень) к динамической активности (второй уровень) и далее к точечному воздействию, констатации факта (первый уровень).

В расширенном смысле этот термин используется также в отношении всякого линей­ного отреагирования, всякой цепочечной программы, состоящей как из осознанных, так и бессознательных шагов.

Кроме того, структурная психосоматика, вообще не проводящая принципиальной границы между внутренней и внешней деятельностью и утверждающая психосоматиче­ское единство человеческого существа, обнаруживает, что стратегии на каждом шагу выражаются серией телесных проявлений, которые могут быть зафиксированы и истол­кованы.

Мы уже вскользь упоминали о процессе отражения-отреагирования. Это одно из важнейших и универсальных явлений Мироздания, всегда имеющее три звена: центро­стремительную ветвь поступления внешнего сигнала (отражение), центробежную ветвь Реакции на сигнал (отреагироваиие) и центральный механизм, преобразующий сигнал во встречный ответ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)