Литература и театр эпохи просвещение

Значение литературы – орудия просвещения – по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Сторонники просвещения в своей литературной деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было бы быстро и дешево издать для самых широких кругов читателей, – “Философский словарь” Вольтера, “Диалоги” Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести. Появляются так называемые “философские повести”.

Родоначальником этого новогожанра выступаетВольтер. Возрастает и значение мемуаров (СенСимон, Вольтер, Бомарше, Казанова). Достоянием читателей становится и частная переписка – эпистолярный жанр (письма Вольтера и Дидро, “Дневник для Стеллы” Свифта). Популярные путешествия, или путевые заметки, – другой документальный жанр.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, в котором присутствовали элементы старой феодальной культуры, связанной с психологией аристократии. Но новые духовные ценности буржуазии не могли развиваться в строгих канонах классицизма. Интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. В искусстве получает успешное развитие новое направление – просветительский реализм.

Интересно
В просветительской литературе XVIII века прежде всего поражают ее тематическое богатство и жанровое разнообразие. Но по преимуществу – это век прозы, ведущее место среди разнообразных жанров занимает просветительский роман. Реалистический роман XVIII века принес с собой новое представление о красоте. Это была красота будничного дня, наполненнаятворческой работой.

Такие книги как “Манон Леско” Прево или “Опасные связи” де Лакло, безусловно важны для литературного процесса, хотя стоят несколько в стороне от главного направления общественных идей эпохи. Основными выразителями своей эпохи были Вольтер, Дефо, Свифт,Гёте, Шиллер. Даниэль Дефо (1660–1731) – политический деятель, коммерсант, журналист, писатель – как бы воплощает дух своего времени. Он пишет блестящие по форме и резкие по содержанию памфлеты. Он прославляет предприимчивость и возвеличивает английского буржуа как образец разума и добродетели.

Лишь на шестидесятом году жизни Дефо опубликовал свойзнаменитый роман, который оказался самым значительным его произведением и прославил его в веках. До этого Дефо был известен как искусный, энергичный, изворотливый публицист с несколько загадочной, даже скандальной репутацией. Библиография Дефо насчитывает более 400 названий. А между тем для всех поколений читателей он – автор “Робинзона Крузо”. Популярность этой книги надолго пережила круг идей, породивших ее. Впервые в истории литературы в романе центральной темой стала тема труда.

Большой воспитательный смысл этого романа увидел Руссо. Он считал, что “Робинзон Крузо” – это первая книга, которую следует прочесть каждому ребенку, едва он научится читать букварь. Если Дефо был певцом буржуазного прогресса, тоДжонатан Свифт (1667 –1754) глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения и явился первым обличителем буржуазной Англии. Итогом раздумий Свифта над современностью стал сатирический роман “Путешествие Гулливера”.

Используя, как и Дефо, жанр морских путешествий и вопреки реалистичности “Робинзона”, Свифт ведет своего героя в фантастические страны: Лилипутию, страну великанов Бробдингнег, в Лапуту и в страну разумных лошадей – гуингмов. Фантастические ситуации и сказочные образы служат у Свифта задаче реалистического изображения современной ему английской действительности. С обличением политических и социальных порядков мы встречаемся в первых двух частях.

Изображение страны Лилипутии связано политическими проблемами. Лилипутия – Англия в миниатюре. Король этой страны окружил себя настоящим раболепием. Все подданные величают его “могущественным императором” и т. д. Высмеивает Свифт и двухпартийную систему в Англии – виги и тори, – изображая борьбу высококаблучников и низкокаблучников.

Осуждает автор и религиозные войны между протестантами и католиками. В последующих двух частях романа происходит дальнейшее углубление социальной сатиры. Свифт понимает, что утопия его несбыточна: в ней больше отчаяния, чем веры. Писатель увидел социальное зло нового общества – отсюда его ирония, насмешка. Но он не мог найти пути искоренения зла – отсюда его скептицизм.

Франсуа Мари Аруэ (1694–1778), выходец из среды зажиточных парижских бужуа, прославил себя под псевдонимом Вольтер, стал олицетворением гениальной иронии и скепсиса, с которым он писал практически обо всем. Как сказал Пушкин, “философия говорила общепонятным и шутливым языком” в его творениях.

Вольтер ненавидел всякий фанатизм (и религиозный, и революционный), издевался над тщеславием аристократов и самодовольством мещан, не верил ни в народовластие, ни в буржуазную власть. Революционным и реакционным крайностям он противопоставляет интерес к науке, независимость мысли, остроумие до дерзости и аристократизм духа. Главный его кумир – это свобода. Поэтому в итоге он разрывает с королями, с которыми довольно долго тесно общался в письмах и приватно (с Людовиком XV, Фридри- Характерный орнаментальный мотив в стиле рококо Характерный орнамент барокко. Картуш хом II, Екатериной II),– он ведь мечтал о просвещенном монархе.

Он долго живет вне родины, его книги жгут по всей Европе, а он принимается за совершенно обреченные судебные дела и выигрывает процессы, восстанавливает честь, доброе имя невинно осужденных, казненных. Его последователей называли “вольтерьянцами”, и это была и бранная кличка, и лестная аттестация, и синоним крамолы. Через увлечение идеями Вольтера прошли многие его современники и многие наследники – и якобинцы, и Стендаль, и Байрон, и Пушкин, и многие другие.

Интересно
Популярность Вольтера не проходит, а скорее наоборот – укрепляется. Кафедрой и трибуной просветителей был театр. Новая драматургия была демократична в своей основе и ориентирована не на избранных ценителей. Главной задачей искусства просветители считали перевоспитание людей, проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой.

XVIII век кроме известных уже с античности трагедии и комедии открыл мещанскую драму. Бомарше (1732–1799) – крупнейший драматург Франции. Его необычайно популярные веселые комедии “Свадьба Фигаро” и “Севильский цирюльник” несли заряд громадной силы. Фигаро – представитель оппозиции всего третьего сословия. Он активнее, энергичнее своего господина, но он –слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а беретсвое в борьбе. Театр Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом иной взгляд на мир, который был адекватен эпохе

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)