Лик современного города

Зодчество с глубокой древности выступает как необходимая часть человеческой культуры. Архитектура удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности общества и человека. В обществе, осознающем себя индустриальным, технократическим, создавалась неблагоприятная атмосфера для поддержания традиционной роли архитектора – то, о чем В. Гропиус говорил в 1955 году: “В наш век науки про художника часто забывают, даже высмеивают, принижая его истинную роль, – он выглядит каким-то ненужным членом общества, которого терпят лишь из роскоши среди сверхпрактических деловых людей, захваченных победным шествием логического знания”.

Развитие современной архитектуры обусловлено использованием в строительстве новых материалов и конструкций: стали, цемента, бетона, железобетона, каркасных систем. А это привело к поискам новых стилей.

Для западного авангарда ХХ века типично исключение “из словаря искусства” самих понятий стиль, качество, прекрасное. Как бы предвидя это, художник Клее еще в 1915 году предсказывал: “Искусство будет становиться все более абстрактным по мере того, как сам мир все более страшным”. Так или иначе, для большинства представителей современной архитектуры рассмотрение их произведений под углом зрения стиля казалось непростительным анахронизмом.

Этапом в развитии архитектуры стала Эйфелева башня во Франции (высота 312 м), построенная в 1889 году из сборных стальных конструкций инженером Густавом Эйфелем.

Выдающимся достижением в архитектуре ХХ века является строительство высотных зданий (небоскребов) сначала в США, а затем и во всем мире. Менялась форма, в которую выливалась профессиональная мысль архитекторов. Место канонов заняли изложения творческих концепций, несущих отпечаток индивидуальности авторов. Их предметом стал уже не свод рецептов, а утверждение принципов авторской индивидуальной деятельности. Это О. Нимейер, Л. Салливен, О. Вагнер, А. Ван де Вельде,В. Гропиус, Ле Карбюзье и другие.

Интересно
В пестроте вкусов и художественных направлений эстетическое не могло больше играть роли интегрирующего критерия – нужны были иные системы оценки результатов профессиональной деятельности. Надо отметить, что в послевоенное время в архитектуре существовала и другая проблема – обеспечение жильем. Ускорение в решении этих задач привело к стандартизации в жилищном строительстве, к появлению одноликих, убогих улиц, городов. Особенно это характерно для нашей страны и европейских стран бывшего социалистического блока.

Известно, что в архитектуре опредмечиваются основы мировоззрения общества, его этические принципы и эстетические идеалы. Архитектура всегда относилась к числу важнейших средств утверждения определенной идеологии. Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое, таким образом, выступает не как некая “надстройка”.

Создание эстетических ценностей – необходимая часть общественного назначения архитектуры. Противопоставлять утилитарно-практические и эстетические ценности архитектуры неправомерно. Те и другие взаимосвязаны и потребляются в процессе использования архитектурных объектов. Видимость противоречия между ними возникает лишь тогтодов архитектурного творчества разносторонними потребностями человека в обществе. Эйфория, рожденная достижениями НТР, сменилась разочарованием – новая техника порождала новые формы социальных конфликтов, никак не приближая наступления всеобщего благоденствия.

Напротив, непредусмотренным результатом технизации мира стало нарушение равновесия природных систем, которое материализовалось в токсичные смоги, кислотные дожди, отравленную почву, загрязненные водоемы, во вспышки ранее не виданных болезней. Рядом с призывами защищать природную среду появились призывы охранять культурные ландшафты, в том числе городские, беречь старое, вписывать в его контексты новое.

Экологическое мышление стало не только неожиданно значительным политическим фактором, порождавшим в ряде стран движение “зеленых”, но и культурной силой, открывающей круг устойчивых ценностей в пошатнувшемся мире. Все это имеет прямое отношение к современной архитектурной проблематике.

Место архитектуры в системе современной культуры таково, что разговор о ней нельзя замкнуть в рамках внутри профессиональных понятий: она рассматривается в связях, которые устанавливаются в среде современных городов и в культурных контекстах, в пространстве и во времени.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)