Личностное развитие в юношеском возрасте

Вне зависимости от теоретических взглядов на природу движущих сил психического развития почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать свой путь в жизни.

Достигнутый подростками уровень абстрактно-логического мышления позволяет в юности обратить его к изучению собственных переживаний субъекта, его мыслей, мотивов, анализу совершенных поступков. Так появляется рефлексивное «Я», которое, согласно И.С. Кону, является самым значительным новообразованием ранней юности.

По данным А.М. Прихожан, личностная рефлексия появляется у 78 % детей в 12— 13 лет, далее число рефлексирующих почти не растет. Из этого можно заключить, что уровень абстрактно-логического мышления, достигаемый не всеми, служит необходимой предпосылкой развития рефлексии.

Развитие рефлексии приводит к тому, что человек замечает не только несоответствие некоторых идеальных принципов реальности, но подчас и несоответствие собственных мотивов и намерений совершаемым поступкам.

Собственные мотивы и эмоциональные переживания становятся в этом возрасте предметом анализа. При этом в юности часто более истинным признается внутреннее идеальное намерение, а не реальное его воплощение.

В юности существенно чаще, чем в подростковом возрасте, человек отмечает причинно-следственные связи между событиями своей жизни (Р.А. Туревская).

Личностное самоопределение, т.е. определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, рассматривается как исходное, дающее начало всем другим видам самоопределения. «Диалектика здесь такова, что личностное самоопределение выступает основанием собственного развития» (М .Р. Гинзбург).

Еще В. Штерн, рассматривая становление личности подростка, выделил шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной ценности, которая переживается как главная, основная в жизни человека: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический и религиозный типы. Естественно, не всегда одна ценность исключает все другие, но выбор в пользу той или иной ценности, как правило, делается именно в возрасте ранней юности.

Профессиональное самоопределение в современной социальной ситуации должно происходить не позднее старших классов средней школы. Однако выбор профессии является, по мнению Д.А. Леонтьева, выбором личностным, экзистенциальным, к которому большинство старшеклассников еще не готовы.

При этом обществом неявно полагается, что «юноша, обдумывающий житье», формирующий свой жизненный план, ставящий себе профессиональные и жизненные цели, не только достаточно определился по отношению к ценностям, но и изучил собственные возможности.

Но поскольку многие старшеклассники не готовы к такому сопоставлению, то выбор профессии осуществляется ими психологически незрелым способом. Это происходит либо под воздействием случайных внешних обстоятельств, либо под влиянием друзей, либо по подсказке родителей.

В подобных случаях у молодого человека остается возможность доопределиться в дальнейшем, в процессе профессионального становления. Многие люди успешно это делают, потому в каждой профессии можно найти способы реализации самых разных ценностей и склонностей. Если это не удается, то человеку приходится либо найти в себе силы сменить.профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу.

Именно по данным причинам считается полезным, когда молодой человек имеет возможность испытать свои силы и возможности в нескольких сферах человеческой деятельности (Б. Ливехуд), не будучи принужденным остановиться на первом сделанном выборе.

Жизненные планы большинства молодых людей обоего пола включают и профессиональную карьеру, и брак, и детей. Опрос российских старшеклассников показал, что наивысшей ценностью для большинства из них является счастливая семейная жизнь. Однако только девушки испытывают тревогу по поводу несовместимости семьи и карьеры (42 % опрошенных), в то время как юношам такое беспокойство не свойственно (Г. Крайг).

Отношения со сверстниками в юношеском возрасте играют не меньшую роль в развитии личности, чем у подростков. Однако психологическое содержание этих отношений уже несколько иное. Если подросток более всего стремился быть принятым группой в целом, часто даже совершая для этого несвойственные ему поступки, то в юности сверстники уже делятся на референтных, чье мнение значимо, и на не обладающих для субъекта таким свойством.

Если подростка больше интересует количество положительного отношения к его персоне, то для юноши важно уже качество этих эмоциональных отношений. Для него существенно мнение нескольких товарищей, с которыми он обнаруживает сходство в ценностях. Мнения остальных уже не влияют на его поведение.

Отношения в семье для большинства старших подростков остаются высокозначимой сферой жизни. По сравнению с предыдущим этапом жизни, когда подросток всячески стремился уйти от контроля взрослого за своей жизнью, в юношеском периоде важным становится возможность доверительного общения «на равных» с родителями или другими авторитетными взрослыми из ближайшего окружения.

Известно, что наиболее благоприятной для взрослеющих детей является семья со средним уровнем сплоченности и нестрогим разделением семейных ролей. Видимо, именно такая структура, может быть не самая благоприятная в других обстоятельствах, позволяет семье менее болезненно приспособиться к качественным изменениям в отношениях к взрослеющим детям и легче примириться с их самостоятельностью и в конечном счете с уходом из семьи.

Любовь — одна из животрепещущих проблем юношеского возраста. Согласно Эриксону, юношеская влюбленность есть попытка прийти к определению собственной идентичности путем проекции собственного первоначально неотчетливого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в отраженном и проясненном виде. Истинная интимность возможна только при достигнутой эгоидентичности.

Достижение идентичности — это долгий и трудный процесс определения самого себя, из-за которого отрочество и называют самым сложным и критическим периодом в развитии человека. Дж. Марсиа выделил четыре варианта, или статуса, формирования идентичности в юности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

Предрешенность, или предрешенная идентичность, наблюдается тогда, когда молодой человек, не проходя через кризис идентичности, связал себя социальными обязательствами (т.е. не сделав самостоятельный выбор, стал приверженцем какой-либо ценности или членом профессиональной группы).

Такие молодые люди, как правило, не испытывают тревоги, имеют сильные позитивные связи со значимыми другими (которые, видимо, и предрешают их выбор), их действия отличаются последовательностью. Юноши в статусе предрешенности склонны к меньшему самоуважению по сравнению с теми, кто находится в статусе моратория.

Статус моратория свойствен тем, кто находится в эпицентре кризиса идентичности. Они испытывают сильную тревогу, пытаясь разобраться в противоречивом мире и сделать правильный выбор из многих альтернатив. Эта фаза формирования идентичности характерна для старшеклассников и студентов колледжей.

Наименее благоприятный вариант развития — диффузия идентичности. Молодые люди, находящиеся в этом статусе, не принимают никаких решений и не обдумывают их принятие. В этой группе чаще встречаются дети, отвергавшиеся своими родителями, и те, к которым родители были безучастны (Г. Крайг).

Э. Эриксон выявил следующие признаки диффузии идентичности:

  • регрессия и стремление отстрочить приобретение взрослого статуса;
  • чувство изоляции и опустошенности;
  • смутное, но устойчивое состояние тревоги;
  • постоянное пребывание в ожидании чего-то такого, что сможет изменить жизнь;
  • страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
  • враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских (унисекс);
  • презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного.

В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Для молодых людей в статусе диффузии есть опасность алкоголизации или наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принять решений.

Для людей, находящихся в статусе достижения идентичности, характерны наиболее гармоничные отношения с семьей. Их поиски идентичности несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем у двух предыдущих групп. Число молодых людей со статусом достижения идентичности растет с возрастом.

Из приведенного перечня признаков диффузии идентичности некоторые могут быть свойственны людям, давно вышедшим за рамки юношеского возраста. Это связано с тем, что личностной, или истинной психической, зрелости дано достичь далеко не каждому.

Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная гармоничная личность, открытая для опыта, принимающая себя (К. Роджерс), способная к самореализации (А. Маслоу), воплощающая в своей жизни некоторые трансцендентные ценности (В. Франкл), готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных жизненных кризисов (Б. Ливехуд). Большинство людей сохраняет на всю жизнь те или иные черты психической незрелости как расплату за длинное детство.

Таким образом, нет оснований считать личностную зрелость критерием окончания юношеского возраста. В качестве такового можно использовать лишь понятие психосоциальной зрелости, другими словами, соответствие уровня психического развития индивида требованиям, которые предъявляет ему общество.

Тогда получается, что человек, адаптировавшийся к условиям современного ему социума, может считаться зрелым, т.е. взрослым, завершившим важнейший период своего психического развития. Достигли он подлинной психической зрелости, покажет его дальнейшая жизнь, а точнее, будет в ней происходить дальнейшее личностное развитие или нет.

В традиционных сообществах переход ребенка к взрослому статусу отмечался особыми обрядами — инициациями. Часто обряд инициации включал в себя три последовательных этапа. Первый — ритуал отлучения от статуса ребенка, символизирующий разрыв с прежней группой (иногда с инсценировкой смерти ребенка) (В.Я. Пропп).

Второй — переходный период — подростки проводили в изоляции от общины и готовились там к принятию нового статуса (В.Б. Иорданский). Завершающий этап — ритуал приема подростка в общество взрослых — воскрешение его новым человеком (А. ван Геннеп).

В современных обществах достижение юношей или девушкой психосоциальной зрелости не отмечается ритуалами и не имеет четких хронологических рамок и даже критериев. В западных странах принят ранний уход подростка из родительской семьи. Специальные исследования (М . Морвел) показали, что родители легче воспринимают этот факт, если он связан с завершением образования или созданием собственной семьи.

Э. Эриксон же настаивает на необходимости «психического моратория», во время которого юноша путем проб и ошибок ищет свое место в обществе и лишь после этого способен перейти на следующую ступень психического развития — фазу молодости — первый этап взрослости, основным содержанием которого будет поиск спутника жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)