Ленин В.И.

Ра­бо­ты Мар­кса ста­ли ис­ход­ным для ана­ли­за пу­тей раз­ви­тия Рос­сии. В этом де­ле при­ня­ли учас­тие мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли Рос­сии. Осо­бое зна­че­ние сре­ди них име­ют ра­бо­ты В.И. Ле­нина.

Ле­нин стал по­сле­до­ва­те­лем Мар­кса и Эн­ге­ль­са в их фи­ло­софс­ких и эко­но­ми­че­ских по­ис­ках. Он пол­нос­тью раз­де­лил оцен­ку бур­жу­аз­ных ис­сле­до­ва­ний в сфе­ре эко­но­ми­ки. В част­но­сти, он пи­сал, что бур­жу­аз­ным эко­но­ми­стам «… не­ль­зя ве­рить ни в од­ном сло­ве, раз речь за­хо­дит об об­щей тео­рии по­ли­тэ­ко­но­мии».

Он от­ста­ивал не­об­хо­ди­мость раз­ра­бо­тки теоретического по­ни­ма­ния эко­но­ми­ки. В свя­зи с этим он  всю жизнь  за­ни­мал­ся и фи­ло­со­фи­ей, диа­лек­ти­кой. Им по­став­ле­ны за­да­чи пре­вра­ще­ния в нор­му диа­лек­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Но эти про­бле­мы не ре­ше­ны по на­сто­ящее время.      

Рос­сия в кон­це ХIХ и на­ча­ле ХХ ве­ка ста­ла ка­пи­та­ли­сти­че­ской с су­ще­ствен­ны­ми пе­ре­жит­ка­ми фе­ода­ли­зма, на­ту­ра­ль­ных от­но­шений.

Сре­ди мыс­ли­те­лей кон­ца ХIХ ве­ка об­суж­да­лась про­бле­ма пу­ти раз­ви­тия Рос­сии – по ка­пи­та­ли­зму или ми­нуя его. Ле­нин на­пи­сал ряд ра­бот по это­му во­про­су, пре­жде все­го «Раз­ви­тие ка­пи­та­ли­зма в Рос­сии», в ко­то­рой  по­ка­зал на­ду­ман­ность это­го во­про­са – Рос­сия уже раз­ви­ва­лась по ка­пи­та­ли­сти­че­ско­му пути.

Час­тью пер­вой про­бле­мы был во­прос о ка­пи­та­ли­сти­че­ском рын­ке. Ле­нин по­ка­зал, что ка­пи­та­лизм сам со­зда­ет се­бе ры­нок: ра­зо­ряя крес­ть­ян он пре­вра­ща­ет их в на­ем­ных ра­бот­ни­ков, ко­то­рые ста­но­вят­ся по­ку­па­те­ля­ми. Од­но­вре­мен­но ка­пи­та­лизм со­зда­ет и ры­нок на средс­тва про­из­водства.

Осно­вой тео­рии рын­ка ста­ли ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли вос­про­из­водс­тва, раз­ра­бо­тан­ные Мар­ксом. Ле­нин раз­вил эти ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли и с их по­мо­щью объ­яс­нил прак­ти­ку эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Он сфор­му­ли­ро­вал ряд за­ко­нов раз­ви­тия рын­ка, в част­но­сти опе­ре­жа­ющее раз­ви­тие пер­во­го под­раз­де­ления.

В на­ча­ле ХХ ве­ка глав­ной про­бле­мой раз­ви­тия эко­но­ми­ки ока­за­лись про­цес­сы мо­но­по­ли­за­ции эко­но­ми­ки, им­пе­ри­али­зма. Мир был по­де­лен на горс­тку раз­ви­тых стран и про­ти­во­сто­ящие им оста­ль­ные стра­ны, став­шие ко­ло­ни­ями пер­во­го ми­ра. На эту те­му бы­ло на­пи­са­но мно­го ра­бот. Ле­нин обоб­щил их и на­пи­сал по­пу­ляр­ную ра­бо­ту  «Им­пе­ри­ализм, как выс­шая ста­дия ка­пи­та­ли­зма». Он об­ра­щал вни­ма­ние на то, что эта ра­бо­та по­пу­ляр­ная.

Она важ­на как тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние на­коп­лен­ных на­укой зна­ний о мо­но­по­ли­ях, им­пе­ри­али­зме. Он по­ка­зал сту­пе­ни ста­но­вле­ния им­пе­ри­али­зма, основ­ные фор­мы мо­но­по­лий, при­зна­ки им­пе­ри­али­зма и об­щую оцен­ку его как ка­ну­на со­ци­али­зма. Его ра­бо­та со­хра­ня­ет зна­че­ние по на­сто­ящее вре­мя в ка­че­стве крат­ко­го ре­зю­ми­ро­ва­ния осо­бен­но­стей ка­пи­та­ли­зма ХХ ве­ка. Ко­неч­но, име­ет­ся мно­го но­вых при­зна­ков со­вре­мен­но­го им­пе­ри­али­зма, ко­то­рые не мог­ли быть опи­са­ны Ле­ниным.

Имеются основания для уточнения его оценок, например по ультраимпериализму. Современная глобализация показывает   осуществление этого предсказания начала ХХ века.

Ле­нин раз­ра­бо­тал тео­рию со­ци­али­сти­че­ско­го пе­ре­устройс­тва об­щес­тва. Она ото­бра­же­на во мно­гих его ра­бо­тах. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют его идеи в «Оче­ред­ных за­да­чах со­ветс­кой влас­ти», на­пи­сан­ной сра­зу же по­сле 1917 го­да. Он по­ка­зал по­сле­до­ва­те­ль­ность ре­ше­ния глав­ных про­блем:

На­ука – глав­ная фор­ма иде­оло­гии по Ле­ни­ну. В тот пе­ри­од вре­ме­ни она вы­сту­па­ла в фор­ме мар­кси­зма. Имен­но с её по­мо­щью не­об­хо­ди­мо бы­ло убе­дить на­род в не­об­хо­ди­мо­сти со­ци­али­сти­че­ско­го пе­ре­устройс­тва об­щества.

Осо­бое зна­че­ние име­ют идеи Ле­ни­на о ко­опе­ра­ции се­льс­ко­го хо­зяйс­тва как спо­со­бе со­ци­али­сти­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ния его. На осно­ве его идей бы­ло осу­ще­ствле­но по­стро­ение круп­но­го се­льс­ко­хо­зяйс­твен­но­го про­из­водс­тва в фор­ме кол­хо­зов, сов­хо­зов, под­хо­зов.

Сей­час по­пу­ля­ри­зи­ру­ют идею фер­мерс­тва как спо­соб пре­одо­ле­ния со­вмест­но­го, круп­но­го се­льс­ко­хо­зяйс­твен­но­го про­из­водс­тва. Не­со­мнен­но, что фер­ме­ры нуж­ны, но се­мей­ные фер­мы уже дав­но ста­ли анах­ро­ни­змом в раз­ви­тых стра­нах. Во всем ми­ре гос­подс­тву­ет круп­ное се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ное про­из­водс­тво. В на­шей стра­не оно бы­ло со­зда­но на осно­ве идей Ле­ни­на о ко­опе­ра­ции. Ко­неч­но, кол­лек­ти­ви­за­ция се­льс­ко­го хо­зяйс­тва про­ис­хо­ди­ла не в пол­ном со­от­ветс­твии с иде­ями Ле­ни­на.

Осо­бое зна­че­ние име­ют идеи Ле­ни­на о ку­ль­тур­ной ре­во­лю­ции. Для нас это глав­ная проблема се­го­дня. В США уро­вень ин­тел­лек­ту­аль­но­сти на­се­ле­ния упал с на­ча­ла ве­ка, но вы­рос­ла его ин­фор­ми­ро­ван­ность.

С та­кой ку­ль­ту­рой США жить не мо­гут, но они жи­вут за счет утеч­ки моз­гов со все­го ми­ра. Россия же не мо­жем вос­по­ль­зо­ва­ть­ся “чу­жи­ми моз­га­ми”, а по­это­му долж­на обес­пе­чить собс­твен­ные “моз­ги”, ку­ль­тур­ную ре­во­лю­цию, раз­ви­вать, пре­жде все­го, ин­тел­лект на осно­ве по­став­лен­ных Ле­ни­ным про­блем – овла­де­ния диа­лек­ти­че­ским, ло­ги­че­ским мыш­ле­нием, теоретическим понимание всех объектов мира.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)